Правильно спроектированная спортивная арена будет работать активнее, дольше и эффективнее. А значит, сможет приносить больший доход. О том, как внимание к разработке проекта делает объект более успешным в будущем, на одном из бизнес-завтраков СБК рассказал генеральный директор компании BCC Игорь Никифоров.
Требования к арене можно разделить на три крупных блока: маркетинг, технологии и спортивная суть. Не стоит забывать и о множестве законодательных актов, которые ложатся в основу проектирования.
3D-проектирование позволяет визуализировать объект, показать его заказчику, а также помогает решить некоторые инженерные проблемы. Что касается BIM-технологий (информационное моделирование здания), то зачастую инициатива их использования исходит от инвестора, заинтересованного в последующей дешевой эксплуатации сооружения. BIM – единственная концепция, позволяющая связать стоимость владения с используемыми технологиями.
Есть классические вещи, которые закладываются в любой объект: климатические системы, водоотведение, электроснабжение. На этой базе строится дальнейшая инфраструктура, специализированные системы: звукоусиление, спортивный свет, точки подключений, медиацентры. На хорошем объекте таких систем более 50. Иметь под каждую инженера или пульт управления накладно и тяжело, поэтому создаются диспетчерские. В «Хоккейном городе» в Санкт-Петербурге всю работу здания поддерживает служба эксплуатации из четырех инженеров. Для сравнения – в проекте штатного расписания Дворца олимпийских видов спорта в Новороссийске за эксплуатацию отвечали 200 человек!
Безопасность – это не только системы контроля доступа, но и более сложные технологии. Интеллектуальная система видеонаблюдения распознает события и инциденты: аварию на парковке, человека в закрытой зоне, попытку несанкционированного проникновения. Диспетчеры же могут сосредоточиться на реагировании. Компьютерное зрение позволяет контролировать количество людей в той или иной зоне. Да и другие объекты можно легко сосчитать, например, мешки цемента на складе.
В случае обнаружения инцидента автоматически оповещаются различные службы, дается сигал на выезд группы реагирования, передвижение которой также контролируется через камеры. Технологии делают работу персонала очень эффективной.
Мы гордимся своей работой в спорткомплексе «Хоккейный город». Многоуровневая система доступа, отличная система энергоснабжения и освещения, очень интересное решение по подсветке фасадов, продуманные вопросы безопасности, система видеонаблюдения на 160 видеокамер, сведенных в один ситуационный центр. Эти камеры решают много задач, в том числе по подсчету количества людей и съемке противоположной стороны трибун. Можно отследить, как человек попал в определенное место, через какие коридоры прошел, определить все точки его идентификации.
Все, что связанно с мультимедиа и отображением информации, очень важно для маркетинга. Трехмерные кубы с LED-экранами уже норма. Но появляются и новые технологии. Очень эффектно выглядят проекции на внешние стены. До сих пор это упиралось в технические ограничения, связанные с температурой, но появились термобоксы, обеспечивающие подогрев проекторов. Еще есть кинетические видеостены и видеопотолки – это когда изображение выводится на временную поверхность: туман, полотно и тому подобное.
Вопрос создания технологически сложных объектов всегда ставится так: «Насколько дорого это будет в обслуживании?» Хороший проектировщик мыслит с диапазоном в 10–15 лет от точки принятия решения. Несколько лет уйдет на проектирование, еще несколько – на реализацию, и уже после этого объект должен 10 лет оставаться актуальным в режиме ежедневного использования.
С точки зрения технологического оснащения в мире много хороших примеров, можно назвать почти все новые арены. А если каким-то аренам уже 15 лет, но они решают свои задачи, это говорит о высоком классе, готовности к модернизации, к изменениям. Все это должно закладываться при проектировании. Есть такое правило: «Чтобы дешево построить и дешево обслуживать, нужно проектировать очень долго и очень дорого».
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №2 (41) сентябрь 2020