Транспортная инфраструктура станет одной из ключевых составляющих наследия ЧМ-2018. Строительство и модернизация аэропортов играют важную роль в подготовке к турниру
Летом 2018 года транспортной системе страны предстоит испытать колоссальную нагрузку. Отдельным городам – Москве, Санкт-Петербургу, Сочи и Казани – уже доводилось принимать многочисленных гостей со всего мира во время спортивных и культурных мероприятий мирового уровня. Однако теперь интенсивность входящих потоков вырастет в 11 раз, и к этому добавятся перемещения между принимающими городами.
Свою лепту вносят существенные расстояния между принимающими городами. От Калининграда до Екатеринбурга на машине 3080 км, от Санкт-Петербурга до Сочи – 2334 км. Наибольшее расстояние предстоит покрыть одной из команд группы C (Саранск – Калининград – Сочи) – 3442 км. Впрочем, календарь составлен таким образом, что среднее расстояние для команды окажется на 600 км меньше, чем на ЧМ-2014 в Бразилии – 2216 км.
Максимальный транспортный спрос в день проведения матчей ЧМ-2018, воздушный транспорт, чел/сутки
Ожидается, что во время ЧМ-2018 количество однонаправленных поездок составит около 3,3 млн. Большинство из них – 1,4-1,7 млн – через воздушные ворота. Подпрограммой III «Строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры» Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу предусмотрено 29 мероприятий, из них 16 связаны с аэропортовой инфраструктурой. Согласно транспортной стратегии, основной пассажиропоток будет распределяться между основными транспортными «шлюзами», т.е. городами, обладающими достаточной пропускной способностью: Москвой, Санкт-Петербургом, Ростовом-на-Дону, Сочи и Екатеринбургом. Оттуда гости проследуют в места проведения соревнований наиболее удобным способом. использование такого подхода позволит крупнейшим аэропортам, располагающим современными терминалами (в первую очередь московским), оптимально организовать ресурсы для управления потоками всех групп гостей. Между принимающими городами будут организованы дополнительные рейсы. Российскими правилами воздушных перевозок не предусмотрено ограничений количества ночных рейсов, что позволит,
а) распределить нагрузку на аэропорты в течение дня;
б) организовать вылеты после окончания матчей.
Аэропорты необходимо связать с железнодорожными вокзалами, стадионами и центральными районами принимающих городов. Основным вариантом является легкое метро и железнодорожный транспорт, в частности, служба «Аэроэкспресс». «Аэроэкспресс» уходил из провинциальных городов ввиду убыточности, но в транспортной концепции заложено функционирование службы или ее аналога в Санкт-Петербурге, Казани и Екатеринбурге.
К участникам и организаторам чемпионата мира будет применен особый подход. Обработка документов и багажа пассажиров будет производиться за пределами аэропортов, а чартерные перевозки будут осуществляться на новых среднемагистральных самолетах Sukhoi SuperJet.
На возведение и реконструкцию транспортной инфраструктуры выделено 337,4 млрд рублей – половина общих расходов правительства на подготовку к чемпионату мира. Исполнитель подпрограммы в части аэропортов – Росавиация – получила 100 млрд рублей. С учетом внебюджетных источников средств на аэропорты планируется потратить 246 млрд руб. Несмотря на все экономические трудности, первые лица государства не устают опровергать слухи о сокращении финансирования статей, связанных с транспортом. Это означает, что у организаторов, партнеров и гостей чемпионата мира не возникнет трудностей с перемещением между городами и внутри них.
Объем работ и стоимость строительства и реконструкции аэропортовой инфраструктуры
Аэродром/объект |
Состав работ |
Стоимость |
Окончание работ |
Стригино (Нижний Новгород) |
Реконструкция взлетно-посадочной полосы, строительство терминала |
11,8 млрд руб |
2017 |
Саранск |
Замена покрытия взлетно-посадочной полосы, дополнительные места стоянок воздушных судов, новый пассажирский терминал |
3,6 млрд руб |
2017 |
Волгоград |
Строительство взлетно-посадочной полосы, реконструкция комплекса |
4 млрд руб |
2018 |
Храброво (Калининград) |
Реконструкция аэровокзального комплекса и грузового терминала |
13,8 млрд руб |
2017 |
Курумоч (Самара) |
Строительство и дальнейшее расширение пассажирского и грузового терминала, строительство взлетно-посадочной полосы |
12,3 млрд руб |
2018 |
Кольцово (Екатеринбург) |
Реконструкция международного терминала, строительство ангара и гаража для спецтранспорта, восстановление аэродромных покрытий |
12,8 млрд руб |
2016 |
Пулково (Санкт-Петербург) |
Строительство нового терминала и реконструкция старого |
60 млн евро |
2015 |
Южный (Ростов-на-Дону) |
Строительство аэропорта класса «А» |
43,2 млрд руб |
2017 |
Шереметьево (Москва) |
Строительство новой взлетно-посадочной полосы |
63 млрд руб |
2017 |
Домодедово (Москва) |
Реконструкция взлетно-посадочной полосы и мест стоянок воздушных судов |
35 млрд руб |
2016 |
Внуково (Москва) |
Модернизация аэродрома, средств посадки, радионавигации и управления воздушным движением |
6 млрд руб |
|
Источник: журнал "СБК. Спорт Бизнес Консалтинг" № 5 (21) 2015 г.
Читать также "ЧМ-2018: Промежуточные итоги. Стадионы"
Читать также "ЧМ-2018: Промежуточные итоги. Гостиницы"