Детали создания Дворца гимнастики Ирины Винер-Усмановой от проектировщика
Новый спорткомплекс в «Лужниках» изначально называли Центром художественной гимнастики. Но название не всегда раскрывает универсальное назначение объекта. А ведь в нем предусмотрено даже проведение киберспортивных турниров. И все возможности детально просчитаны еще на стадии проектирования. О самых интересных деталях СБК рассказал Александр Ворожбитов, генеральный директор компании «Метрополис», субгенпроектировщика Дворца гимнастики Ирины Винер-Усмановой.
Современная роскошь
Что делает Дворец гимнастики уникальным
– Проектировать столь сложный и оригинальный объект – особая ответственность?
– Создание такого дворца спорта – результат слаженной работы многих компаний и специалистов. В этом проекте участвовало более 20 специализированных проектных организаций. Компания «Метрополис» занималась не только проектированием, но и координацией целого пула участников. Идея внешнего вида сооружения авторская и принадлежит Сергею Кузнецову, а мы совместно с компанией Pride реализовали архитектурно-планировочные и технические решения. В частности, в зоне ответственности компании «Метрополис» были конструкция здания и инженерия. Лично мне проект особенно интересен тем, что пришлось решать много нестандартных задач в сжатые сроки, разрабатывать сложные технические решения под меняющиеся задачи и реализовывать системы, не имеющие аналогов.
Спортивные проекты «Метрополиса»
Большая спортивная арена «Лужники»
Конструктивные и инженерные решения
«ВТБ Арена»
Инженерные решения
Дворец водных видов спорта «Лужники»
Субгенпроектировщик
Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой
Субгенпроектировщик
Каток спорткомплекса «Олимпийская деревня – 80»
Генпроектировщик
Стадион ФК «Краснодар»
Конструктивные и инженерные решения
– Как удалось создать крышу в виде ленты?
– На монолитный каркас мы установили арочные балки, поддерживающие кровлю из пространственных ферм – металлических сот. Такая форма деталей позволила создать крышу-ленту, обеспечив несущую способность во всех плоскостях. Мы проводили испытания и расчеты для разных ситуаций, в том числе исключительных с точки зрения нагрузки. Еще одно преимущество этого решения – малая масса конструкции, позволяющая сделать большие пролеты между опорами.
– Сколько времени заняла работа над проектом?
– Два года. В пиковые периоды им занимались 40 сотрудников «Метрополиса». Весь процесс успешно координировал Денис Дубинин, главный инженер проектов нашей компании. Экспертизу для получения разрешения на строительство прошли с первого раза. А вот сам объект проходил экспертизу три раза, так как согласовывались изменения, вносимые в проект по ходу строительства.
– Что менялось?
– Разные аспекты: и конструктив – замена деревянных конструкций кровли на металлические, и инженерные решения – например, электроснабжение, технологические блоки, логистика. Поступали новые пожелания от заказчика и организаторов будущих мероприятий. Мы сверялись с их требованиями и вносили соответствующие изменения. В проекте предусмотрены универсальные для многих событий решения. Но некоторые мероприятия требуют индивидуального согласования.
– Нестандартная крыша затрудняет установку оборудования?
– Мы предусмотрели технические помещения вдоль основного гимнастического зала. Высота технического этажа – до 9 метров. Наши специалисты впервые использовали каркасные трехуровневые центральные кондиционеры и вентустановки, хотя стандартное исполнение предполагает два уровня. Это позволило разместить все требуемое для эксплуатации объекта оборудование.
– В чем еще пришлось проявить фантазию?
– У нас было строгое ограничение подвижности воздуха в центральной части ковра, чтобы оказывать минимальное влияние на гимнастические ленты. Для создания правильного микроклимата использовалась система математического моделирования CFD. Это современный инструмент проверки проектных инженерных решений на соответствие функциональной задаче. При большой зрительской аудитории и активном использовании электроприборов получалось, что теплый воздух поднимался и образовывал внутренние конвективные потоки. В итоге мы на 50% увеличили воздухообмен в главном зале, перераспределили приточные и вытяжные устройства и установили разные температуры приточного воздуха в различных зонах – их можно регулировать независимо друг от друга. Все это минимизировало тепловое давление в центральной части арены.
Очень интересным получилось решение по организации подвесов оборудования к несущим конструкциям покрытия арены. Всего есть более 180 точек крепежа для реализации любых сценариев в пределах заданной суммарной массы в 40 тонн (это с учетом максимальной снеговой нагрузки).
Могу еще упомянуть возможность модернизации арены для турниров по киберспорту. С инженерной точки зрения это особое мероприятие, ведь нужно думать не только о массовом скоплении людей, но и о повышенных требованиях к электропотреблению и кондиционированию. Понятно, что под конкретное событие делаются специальные подключения, но инфраструктура здания должна их поддерживать.
– Звук и свет во дворце тоже необычные?
– Свет можно считать стандартным спортивным, хотя и максимально качественным, не мешающим спортсменам во время соревнований и тренировок. Оборудование для спецэффектов обычно дополнительно устанавливают организаторы мероприятий. С точки зрения звука могу отметить радиочастотную систему звукоусиления на зрительских местах для слабослышащих. В целом же оборудование профессиональное, подходящее и для музыкальных выступлений.
Над ареной висит 28 громкоговорителей, сгруппированных в 16 кластеров. Также стоит отметить, что арена подготовлена с точки зрения строительной акустики и результат получился очень приличным для крытых объектов спортивно-концертного назначения. Это упрощает работу прокатных компаний при планировании размещения электроакустического оборудования.
– Оборудование во дворец можно завозить на грузовых автомобилях?
– Это подразумевается самой логистикой, технологией жизнедеятельности здания, без этого никуда. Есть зона загрузки, бэк-офис, вспомогательные технологические помещения, склад и так далее.
– Как организованы гостиница и медицинский блок?
– Гостиница расположена в отдельной части здания. Это полноценный пятиэтажный отель, предназначенный в первую очередь для спортсменов, хотя поселиться там может любой желающий. Есть номера на одного, двух, трех и четырех человек. Каждый этаж имеет свое оформление, дизайном занималась лично Ирина Александровна Винер-Усманова. Она же контролировала создание медико-восстановительного блока, консультировалась с экспертами, выбирала медицинскую технику – лучшую из существующих вариантов.
– Есть ли в проекте система умного управления объектом?
– Да, предусмотрена Building Management System. BMS – это компьютерная система управления, контролирующая механическое и электрическое оборудование здания: вентиляцию, освещение, электропитание, пожарные системы и т. д. Можно программировать разные сценарии. Мы всегда предусматриваем подобные возможности в своих проектах.
– Из-за близости Москвы-реки возникали сложности с фундаментом?
– Несущая способность грунта изначально не самая хорошая. Рассматривались два варианта решения – сплошное свайное поле с общей плитой или свайные ростверки. В результате расчетов выбрали второй вариант. Мы стараемся не закладывать слишком дорогих решений, чтобы иметь возможность завершить строительство в срок и оставаться в рамках бюджета.
Текст: Екатерина Ершова
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (40) март 2020
На правах рекламы