Департамент франчайзинга World Class начал свою работу в 2002 году – тогда у нас появился клуб World Class Саратов. Старт оказался настолько успешным, что эти же партнеры открыли потом два клуба сети «Физкульт»: еще один в Саратове и другой – в Энгельсе, городе-спутнике того же региона. Когда мы стартовали, некоторый опыт нами уже был получен: World Class оказывал консалтинговые услуги при запуске одного из фитнес-клубов в Киеве.
На сегодняшний день у нас 32 франчайзинговых клуба в 21 городе России и Казахстана. География очень широкая: есть города-миллионники, например, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Красноярск, есть поменьше: Жуковский, Иваново. В целом мы готовы работать в городах с населением от 150 тыс. чел. Сейчас в работе 6 проектов в России и странах ближайшего зарубежья. Мы осуществляем франчайзинг следующих брендов: World Class (премиум-сегмент), World Class Lite (бизнес-сегмент) и «Физкульт» (эконом).
Зачастую наши региональные партнеры не останавливаются на одном клубе, а продолжают развивать фитнес-индустрию своего города – соответственно, рентабельность и финансовая привлекательность такого бизнеса в регионах высоки.
Основной нашей задачей при запуске каждого проекта является минимизация риска партнеров на старте. Мы работаем по отлаженной схеме, которая проверена нами годами, и делимся всем: опытом, технологиями, ноу-хау. Например, грамотная планировка и качественные материалы, в том числе тренажеры, стоят денег. И доставка в небольшой город тоже. Мы знаем подрядчиков, которые оптимизируют такие затраты, делимся всеми полезными локальными контактами. Конечно, оказываем всестороннюю маркетинговую поддержку. Это очень важно, ведь, как правило, рекламная индустрия в регионах очень неровная, а мы не можем рисковать силой бренда. Одно неверное движение, и репутация, выстраиваемая годами, может пострадать – этого нельзя допускать. Даже если нам на наших страницах в социальных сетях пишут члены франчайзинговых клубов, мы запрашиваем ответы, общаемся напрямую с подписчиками. Соответственно, мы предоставляем наш брендбук, рекламную кампанию, учим, как с ними работать. Ведущие тренеры World Class, разумеется, также обучают тренеров в новом клубе – и это важнейший элемент оказываемой нами поддержки: мы продаем не узнаваемый логотип, а фитнес высочайшего уровня. У нас много уникальных программ, поэтому самоучек быть не должно, иначе это уже не World Class. Если появляется какой-то новый релиз, сразу проводим серию обучений: во франчайзинговых проектах новые программы возникают примерно с такой же скоростью, как и в наших собственных.
Помимо коммерческого, существует еще и интерес исключительно имиджевый. Если человеку понравился, скажем, World Class Сургут, а потом его по работе переводят в Москву или Санкт-Петербург, нам важно, чтобы он снова выбрал именно World Class. И таких случаев, кстати, очень много.
Помимо открытия клубов с нуля, мы курировали достаточно много проектов по ребрендингу. Многие наши франчайзинговые партнеры присоединились к нам после неудачного сотрудничества с другими федеральными фитнес-операторами – с вашего позволения, оставлю этот пункт без конкретных имен.
Зачастую нам помогает так называемое сарафанное радио: наши партнеры, у которых хорошо пошел бизнес, рекомендуют его своим друзьям и компаньонам из других городов. Мы, кстати, тоже всегда идем навстречу, и, если у потенциального партнера есть желание пообщаться с нашими существующими региональными коллегами, мы готовы их познакомить.
Механика взаимодействия выглядит примерно таким образом. В начале нашего сотрудничества подписываются договор на оказание консалтинговых услуг и договор франчайзинга. Договор на оказание консультационных услуг регламентирует следующие работы:
- расчет операционной модели бизнеса;
- консалтинг на предпроектной стадии (зонирование, корректировка планировок и т. д.);
- подбор и расстановка спортивного оборудования;
- отбор и обучение персонала по всем подразделениям (департаменты продаж и маркетинга, фитнес, рецепции, рекламы и т. д.);
- отбор и обучение ключевых сотрудников (управляющий клуба, фитнес-директор, директор по продажам);
- установка уникального программного обеспечения клуба;
- предоставление бренд-бука/шаблона сайта и т. д.
Комплекс данных работ полностью подготавливает клуб к работе.
Договор коммерческой концессии (собственно, франчайзинга) подписывается вместе с договором на оказание консалтинговых услуг и регистрируется в Роспатенте. Новый клуб после открытия входит в сеть World Class. В рамках договора франчайзинга действует ежегодная программа абонентского обслуживания, включающая в себя:
- аттестацию персонала основных подразделений;
- тренинги по повышению квалификации персонала основных подразделений;
- ввод новых фитнес-программ;
- профилактику клубного программного обеспечения;
- обновление рекламных имиджей;
- консультации и тренинги по запросу;
- участие в гостевой программе World Class и World Class Lite (клиенты, будучи в другом городе, где есть клуб нашей сети, могут посещать его в размере 4 бесплатных визитов в месяц).
Есть такой стереотип, связанный с World Class, что мы работаем только с огромными фитнес-клубами площадью 4 тыс. м2 и максимальным набором услуг. Это, безусловно, во многом так. World Class так начинался, и существенная часть клубов, открытая нами и нашими партнерами, – это достаточно масштабные проекты. Тем не менее мы работаем и со студиями узкой направленности (боевые искусства, танцы, групповые программы и т. д.).
Планы у сети самые грандиозные. Хотелось бы видеть географию World Class еще шире как в России, так и в мире. То, что ближайшие несколько лет будут непростыми, очевидно. Тем не менее на сегодняшний день наши прогнозы оптимистичны. Видимо, в кризис люди, наконец, решили заняться собой и своим здоровьем. А это значит, что снижать обороты не придется.
Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" №19 Апрель/Май 2015