Год назад казанский бренд одежды Alga выпустил совместную коллекцию с хоккейным клубом «Ак Барс». С тех пор сотрудничеством с молодой компанией заинтересовались все крупнейшие клубы Татарстана. Для расширения присутствия на рынке основатель фирмы выбрал название, понятное даже за пределами России, и создал собственную медиа-команду.
Где Alga – там «Ак Барс»
Трансформация из спортсмена в предпринимателя для основателя Alga Тимерхана Зиятдинова прошла плавно. До 2014 года он профессионально занимался дзюдо. После – поставлял российским дзюдоистам голландские кимоно. Посредничеством дело Зиятдинова не ограничилось, потому как от спортсменов и команд поступали заказы и на другую экипировку. Вместе с партнерами Тимерхан занялся изготовлением спортивной одежды. Сначала ее шили в Пакистане, но из-за неудовлетворительного качества и сложной логистики производство организовали в Казани.
На раннем этапе одежду делали под заказ исключительно по дизайну заказчика и с его логотипами, но в 2019 году была разработана концепция собственного бренда Alga (в переводе с татарского – «вперед»). И он, несмотря на молодость, уже добился узнаваемости в Татарстане. Этому поспособствовал контракт с «Ак Барсом», заключенный осенью прошлого года.
«Работа со спортивным клубом – это расширение аудитории, новые точки продаж и дополнительная реклама, – рассказывает Тимерхан Зиятдинов. – Все эти цели мы преследовали, когда начинали сотрудничество с „Ак Барсом“. „Ак Барс“ для республики – это национальный бренд, и работа с ним стала для нас проверкой на профпригодность и хорошей рекламой. Сейчас многие покупатели приходят в наш магазин в казанской „Меге“ с мыслями, что мы и есть „Ак Барс“, кто-то даже воспринимает нас как дочернюю компанию хоккейного клуба. Такое впечатление сложилось после того, как нас стали показывать на кубе домашней арены команды, а хоккеисты начали ходить в нашей одежде».
₽2,5 млн – первоначальные вложения в компанию в 2014 году. На создание бренда Alga в 2019-м потратили еще ₽1 млн
Сотрудничество с «Ак Барсом» стартовало с тендера на поставку спортивных костюмов и курток для игроков и тренеров. Вскоре одежду с лейблом Alga стали носить не только казанские хоккеисты, но и болельщики: была запущена в продажу капсульная коллекция «843». По словам Зиятдинова, одно направление работы подстегивает другое: «Спортсмены могут носить что угодно, но выбирают одежду именно с нашим логотипом. А хоккеист для болельщиков – это пример и лидер мнения».
Собственный продакшн
Alga не только производит одежду, но и снимает видео. Фирма взяла пример с западных компаний (например, с основанной бывшим футболистом «Спартака» Деми Де Зеувом марки BALR). Обращаться к сторонним производителям контента оказалось слишком дорого, поэтому была создана креативная команда Alga Media, куда вошли фотограф, оператор, сценарист и монтажер.
Все клубы республики
У компании зарегистрированы несколько товарных знаков. Под названием Alga Sport - будут выпускать нынешнюю линейку,, Alga Athletics – это форма для занятий фитнесом, а самому бренду Alga отведут casual-коллекцию. По словам Зиятдинова, в планах шить повседневную и классическую одежду, сопоставимую с Gant и Henderson.
Сейчас готовится к запуску интернет-магазин Algawear с доставкой по России и миру. У бренда есть страница в Instagram, он представлен на Ozon, Wildberries, Lamoda и Kazanexpress, ведется работа над магазином на Ebay. А сотрудничество с «Ак Барсом» дает особые возможности сбыта одежды из совместной коллекции.
«С клубом мы договорились о продаже одежды в фаншопе, онлайн-магазине „Ак Барса“, а также на заправках „Татнефти“, – рассказывает Зиятдинов. – На АЗС представлены в основном аксессуары (в первую очередь кепки). Ну и конечно, все это продается на наших площадках. Считаю, присутствие компании в крупных маркетплейсах должно быть интересно спортивным клубам».
₽110 млн – оборот компании в 2019 году
Alga платит «Ак Барсу» роялти, а шьет и снимает рекламу за свой счет. Сейчас выручка компании выше, чем в прошлом году, несмотря на провальные из-за пандемии март и апрель. Сотрудничество с «Ак Барсом» не стало главным источником доходов, но минувшим летом, когда снова открылись магазины, совместная коллекция приносила до 20% выручки. По словам Зиятдинова, речь идет о сумме более миллиона рублей. «Я думаю, это хорошая выручка, ведь мы у „Ак Барса“ не единственные, у клуба есть и другая атрибутика», – позитивно оценивает результат Тимерхан.
«Ак Барс» – не единственный и у Alga. Компания работает с крупнейшими спортивными клубами региона: хоккейным «Нефтехимиком», баскетбольным «УНИКСом», волейбольным «Зенитом», женским волейбольным «Динамо Ак-Барс», ватерпольным «Синтезом», и даже казанский «Рубин» заказал у компании маски. Также Alga сотрудничает с центрами олимпийской подготовки, детскими школами и училищами олимпийского резерва, любительскими командами.
Через клубы к франчайзи
Компания намерена расширять присутствие на рынке, в том числе за счет с клубов из других регионов.
«Топ-менеджеры даже из разных видов спорта постоянно общаются и рекомендуют партнеров коллегам, – отмечает Зиятдинов. – Нам уже звонили из трех клубов КХЛ и одного РПЛ, но мы пока сфокусированы на развитии розничной сети. Это связано в первую очередь с пандемией и необходимостью организации онлайн-продаж. Но мы обязательно вернемся к обсуждению сотрудничества с клубами».
Заимствования
В компании не скрывают: при разработке дизайна некоторых предметов одежды вдохновлялись зарубежными аналогами. Поэтому не стоит удивляться, что костюмы казанской фирмы, которые поступят в продажу в этом году, чем-то напоминают третий комплект формы «Манчестер Юнайтед».
Alga планирует экспансию в другие регионы и уже получает предложения по открытию магазинов по франшизе. Но соглашаться в компании пока не спешат: магазин в «Меге» работает всего год, поэтому лишь недавно удалось оценить спрос на разные группы товаров в зависимости от сезона. К тому же расширению сети должна предшествовать работа с местными клубами.
В 2014—2019 годах Alga сшила одежду для 300 команд и 250 коммерческих организаций
«Предположим, мы сделаем коллаборацию с „Амуром“ и запустим рекламную кампанию, – прикидывает Зиятдинов. – Болельщики увидят, что их кумиры ходят в повседневной одежде бренда Alga. И когда наш франчайзи откроет в Хабаровске магазин, у него уже будет аудитория».
Alga – в каждый район
Перенос производства в Россию привел к увеличению себестоимости продукции. Но локализация укладывается в долгосрочную стратегию развития бренда. Компания планирует шить одежду в каждом районе Татарстана, а затем разместить производство в других регионах России.
«Раньше у нас было две собственные производственные площадки, – говорит Тимерхан Зиятдинов. – Сейчас мы оставили экспериментальный цех с сублимационным и вышивальным оборудованием, остальное объединили с подрядными производствами. У нас заключены договоры с четырнадцатью фабриками в Татарстане. Наша цель – разместить производство в каждом из 43 районах республики, чтобы все они были причастны к бренду Alga».
По словам Зиятдинова, даже в небольших городах республики знают о том, что такое Alga, и готовы сотрудничать. Правда, местных специалистов приходится переучивать, чтобы они могли работать с более качественной тканью и фурнитурой.
Знаком с Alga и президент Татарстана Рустам Минниханов. Он регулярно появляется на публике в одежде бренда.
«Я учился на „Фабрике предпринимательства“, – объясняет Зиятдинов, – и на итоговый конкурс по традиции пришел Рустам Нургалиевич. Я презентовал ему нашу продукцию и рассказал о наших целях и задачах. С тех пор Минниханов стал нашим постоянным клиентом».
Несмотря на популярность в республике, Alga хочет перейти от образа локальной марки к статусу международного бренда. Но от патриотичного слогана Made in Tatarstan никто отказываться не собирается.