Коммерческая организация превращает шахматы в модный и прибыльный вид спорта
Больше десяти лет шахматный мир был расколот, и только с 2006 года в нем стал вновь определяться единый чемпион. За эти годы имидж ФИДЕ (Международной федерации шахмат) и ее турниров оказался испорчен. Однако матч за звание чемпиона мира между норвежцем Магнусом Карлсеном и россиянином Сергеем Карякиным, состоявшийся в ноябре 2016 года в Нью-Йорке, превратился в по-настоящему элитарное событие. На бизнес-завтраке СБК о способах достижения этого успеха рассказал директор по проведению мероприятий компании World Chess Станислав Благин.
Гроссмейстеры в аквариуме
World Chess получила права на проведение всех турниров чемпионского цикла в 2012 году. Первый полноценный цикл под новым брендом увенчался матчем Магнус Карлсен – Вишванатан Ананд в Сочи в ноябре 2014 года. Из-за неопределенности с местом проведения на организацию поединка у World Chess было всего два месяца, но даже в этих условиях удалось собрать рекордную аудиторию – более 10,5 млн уникальных посетителей на сайте матча. Но это стало только началом. В 2016-м организаторы поставили перед собой более амбициозные цели.
«Мы хотели показать шахматы как можно большему количеству людей, а также представить игру на самом высоком уровне», – объяснил Благин.
Чтобы сделать матч ближе к болельщикам, организаторы сконструировали специальный «аквариум» – комнату из звуконепроницаемого стекла, через которое любой обладатель билета мог посмотреть на борьбу двух лучших гроссмейстеров мира, не отвлекая их лишним шумом. По словам Благина, эта технология уже стала новым стандартом шахмат, несмотря на свою дороговизну.
3 спонсорских контракта подписал Сергей Карякин в течение полугода после чемпионского матча с Карлсеном
Звездные игры
Привлекательность шахматных турниров в глазах элитарной публики World Chess старается увеличить за счет выбора мест проведения. В Москве этапы серии Гран-при принимает модный коворкинг DI Telegraph в самом центре города. А чемпионский матч прошел в историческом здании Fulton Market в Манхэттене, в двух шагах от Бруклинского поста и от Уолл Стрит. К слову, именно здесь состоялась нью-йоркская Неделя моды.
«Мы много денег вложили в VIP-зону и звали туда весь истеблишмент Нью-Йорка, – сказал Благин. – Российские топы также приезжали поболеть за Карякина. Юрий Мильнер даже сыграл партию с режиссером Беннеттом Миллером. А Вуди Харрельсон вообще сам купил билет на матч! Оказалось, он большой фанат шахмат. И такое происходило каждый день».
Звезды участвовали в First Move Ceremony – делали символический первый ход каждой партии. Более привычная для футбола и хоккея традиция отлично прижилась в шахматах.
Кроме того, в VIP-зоне организовали переговорную комнату для спонсоров. По словам Ильи Мерензона, главы World Chess, она приняла множество встреч. «Там были руководители крупнейших компаний, – рассказал он в интервью „Газете.ру“, – спонсоры общались с фондами, многие переговоры получили продолжение».
В итоге организатором удалось сделать шахматы территорией нетворкинга, местом, куда приходили не только поболеть, но и пообщаться с близкими по духу людьми.
€1 млн – призовой фонд матча за звание чемпиона мира по шахматам, 60% получил победитель Карлсен, 40% – Карякин
Билеты в двух реальностях
Обычных зрителей принимал просторный холл Fulton Market с кафетерием. Входной билет – от $75 за один день. Посетители не только могли заглянуть в «аквариум» или посмотреть прямую трансляцию с живыми комментариями гроссмейстеров, но и, конечно, поиграть сами. А для желающих оказаться максимально близко к Карлсену и Карякину работали технологи виртуальной реальности. Надеваешь VR-очки – и вот ты уже внутри «аквариума». Конечно, такая возможность имелась и у онлайн-зрителей, оплативших подписку. В среднем (в зависимости от времени покупки) интернет-трансляция всего матча стоила $15, приобрели ее 27 тыс. человек, 8–10% из них – из России. Бесплатно можно было смотреть только простую текстовую трансляцию, суммарно сайт чемпионского матча привлек более 10 млн посетителей.
«Мы таргетировались на американский рынок, а там привыкли платить. Матч оказался одним из первых коммерчески успешных шахматных мероприятий», – оценил Станислав Благин.
Суммарный доход от онлайн- и офлайн-зрителей, по словам Ильи Мерензона, составил более $1 млн. Это примерно 1/6 часть общего бюджета матча.
Вопреки времени
Логичным итогом проделанной работы стало огромное внимание к матчу средств массовой информации. Непосредственно в Нью-Йорке работали представители пятисот изданий. Только на английском языке вышло 30 тыс. публикаций. Шахматы попали на первые полосы New York Times, Wall Street Journal, Financial Times, Washington Post, Guardian, El Pais и многих других известнейших газет и журналов. Большой интерес к шахматным новостям возник и в России, а «Матч ТВ» показывал не только сюжеты из Нью-Йорка, но и вел прямые трансляции.
«Хайп реально дошел из Нью-Йорка в Россию, хотя мы не ожидали этого из-за разницы часовых поясов», – признался Станислав Благин.
Всего, по оценке организаторов, телевизионная аудитория матча за звание чемпиона мира по шахматам составила 127 млн человек, а через печатные издания турнир получил 80 млн! При этом 78% зрителей финала либо уже имеют высшее образование, либо получают его. ФИДЕ осталась довольна результатами, и не только высоким уровнем организации самого матча, но и тем, что удалось успешно опробовать несколько недооцененных способов получения дохода. Чтобы закрепить успех, открыт постоянный офис World Chess в Нью-Йорке. А следующая цель организации – достичь размера глобальной аудитории одного турнира в 1,2 млрд человек.
Текст: Егор Кортелев
Фото: World Chess, Макс Авдеев
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №2 (29) июнь 2017