Директор по проектированию объектов гражданского строительства ОАО «Мосинжпроект» считает, что отношения между сторонами в процессе проектирования не менее важны, чем техническое содержание
О детстве и переездах
– Я выросла в семье военного, мы очень часто переезжали с места на место. Родилась я на Дальнем Востоке, в Хабаровске, где мы прожили 3 года, а потом переехали в Биробиджан и там оставались до моего 3 класса.
Я всегда говорила, что мама – смешная, а папа – страшный. Он всегда был довольно строгим, да и сейчас не теряет хватку. А мама – библиотекарь с огромным стажем. Поэтому у нас дома всегда было очень много книг – до 4 тыс. экземпляров. В раннем детстве я много читала, любимой книгой стала Библия. Я достаточно религиозный человек.
Самые яркие моменты юношества связаны со смотрами художественной самодеятельности, которые в городках проводили довольно часто. Получилось, что в первом классе моей любимой учительницей была преподаватель музыки, она-то и обратила внимание на мой голос. Я стала ездить по разным региональным конкурсам, даже первые места занимала. Играла еще и на аккордеоне и думала, что это мое. Хорошо помню последний смотр: мне 15 или 16 лет, мы с будущим мужем Николаем ведем это мероприятие, я там еще пела и танцевала.
Когда мы познакомились, у Коли уже было высшее образование архитектора, но с военной кафедры его направили служить офицером, и он попал в нашу часть. Мы познакомились на Новый год, я пела песни под гитару, он подошел поговорить. Потом стал приходить к нам домой и есть мамины блины.
Начало самостоятельной жизни
Когда у тебя нет родного города, переезжать проще. Я даже в соцсетях соответствующую графу не заполняю, ведь у меня было столько разных мест жительства… Школу окончила в Самарской области, потом вместе с Колей отправилась в Москву. Столица всегда меня манила, когда я приезжала в гости, мне очень нравилось.
Мои брат и сестра – кандидаты физико-математических наук. Приехав, я решила по их примеру поступить в РУДН и подала документы на два факультета – прикладной математики и филфак. В первый год не прошла ни туда, ни туда, хотя у меня был высокий балл ЕГЭ (это был первый год проведения единого госэкзамена), поэтому поступила на заочное отделение в МГОУ на филфак. В этом университете хороший преподавательский состав. Образование дало мне красноречие, умение убеждать, но теперь, попав в строительство, я поняла, что без специального образования здесь никак. Поэтому сейчас учусь в МГСУ.
А тогда, 12 лет назад, Коля нашел работу по специальности, но не слишком высокооплачиваемую, почти вся его зарплата уходила на съем комнаты. Надо было что-то срочно предпринимать, и я пошла работать официанткой в ресторан на Остоженке, который назывался «Касбар». Меньше чем за год работы я поняла для себя одну важную вещь: если трудишься с горящими глазами, во что бы то ни стало достигаешь результата, то хороший доход обеспечишь себе в любом случае. В финансовом плане нам действительно стало полегче, денег хватило даже на свадьбу. При этом родители не помогали. Это сейчас военным пенсионерам подняли пенсии, а тогда им самим бы прокормиться на те деньги. Да и рассчитывали мы только на себя.
Становление как профессионала
После этого я работала секретарем в транспортной компании, учительницей русского языка и литературы, потом у меня родился ребенок. Коля к тому времени познакомился с Сергеем Кузнецовым (сейчас – главный архитектор Москвы) и работал у него. Я восхищаюсь Кузнецовым как менеджером. Он видит все на несколько десятков шагов вперед, и неудивительно, что SPEECH стало одним из лучших архитектурных бюро в России.
А я стала личным помощником Сергея Чобана (известный российский и немецкий архитектор, соавтор проекта башни «Федерация»). Он очень много знает, у него можно многому научиться. С ним я проработала около 7 лет, за это время доросла до должности генерального директора бюро SPEECH.
Я не проектировщик, но достаточно быстро поняла всю технологию. Я не могу рассчитать напряжение на балку, но зато сумею организовать процесс проектирования – это пришло с опытом. Психологическая составляющая отношений проектировщика с заказчиком и другими сторонами не менее важна, чем техническая.
О спортивных проектах
Наш первый спортивный проект появился в 2009 году – Дворец водных видов спорта в Казани. Он позволил выжить в кризис, а здание получилось фантастическим – впервые в России мы применили деревянные конструкции на такого рода объекте. Так сложилось, что мы с Колей после этого сместились в спортивную тематику. Потом – универсиада, Олимпиада и пошло-поехало… В наш портфель добавились «ВТБ Арена» и стадион «Краснодар», концепции стадиона «Торпедо» и, наконец, «Лужники».
В спорте есть своя специфика. За эти годы я накопила колоссальный опыт и множество контактов с интересными людьми в разных компаниях. Когда было принято решение о реконструкции «Лужников», появилась задача собрать мобильную команду. «Мосинжпроект» выиграл тендер, и очень многие приложили усилия к тому, чтобы собрать в нашей компании профессионалов высочайшего уровня. Люди с богатым опытом строительства различных спортивных объектов приехали из разных регионов России, и все нацелены на результат. Сравните, сколько лет строят «Лужники» и сколько – «Динамо», «Зенит Арену»… Сейчас мы обошли все стадионы ЧМ-2018 по готовности, хотя стартовали позже.
Кто повлиял
В рабочем плане на меня сильно повлияли Сергей Чобан, Сергей Кузнецов и Марс Газизуллин. Профессионалы с большой буквы, которые все держат в уме. В личностном – первая учительница по музыке, которая сумела мне внушить, что у меня есть таланты.
Из книг: Библия, «Мастер и Маргарита» и «Анна Каренина».
Любимые фильмы: «Москва слезам не верит» и «Убить Билла». Банально, конечно, но что делать...
Любимые страны: Италия и, удивитесь, Румыния. Там в каждой деревушке есть замок или церковь XIII века, и у всего чувствуется колоссальная энергия. Плюс колоритное местное население.
В музыке люблю классику, часто хожу в «Геликон-Оперу». Наверно, в том числе потому, что это тоже наш проект. Интерьер получился очень красивым. А всем так называемым защитникам исторического наследия хочу сказать: кому оно нужно, если в здании нет жизни? Если машина простоит много лет в гараже, то неизбежно заржавеет. Никому не нужны мертвые цветы. Функционал – вот в чем ценность.
«Геликон» – удивительное и в техническом, и в конструктивном плане здание, ежедневно приносящее радость сотням зрителей. А так сохранили бы двор с ресторанами и кабаками – и кому это надо?
А еще из музыки люблю русский рок. Из иностранного – Rammstein.
Совет
Если хочешь видеть плоды своего труда и чувствовать опору под ногами, то всегда найдешь себе работу. Не бывает так, что сразу становятся начальниками, надо пройти весь путь с самых низов. На каждой новой ступени ты учишься и понимаешь систему процессов. А когда руководишь людьми, помни – без них ты никто. Это наш главный ресурс, и их надо беречь, ценить и любить.
Источник журнал "СБК. Спорт Бизнес Консалтинг" №23 март 2016 года