Руководитель лицензионного отдела клуба Илья Слуцкин выступит на деловой программе с презентацией, рассказывающей о опыте «Зенита» в сфере спортивного лицензирования в России. Журнал СБК поговорил с Ильей и узнал, как работает система лицензировании и как на этом можно заработать.
Когда клуб начал заниматься лицензированием?
Отдельные лицензионные проекты у клуба были начиная с середины 2000- годов, но систематическая работа по развитию лицензионного направления была начата лишь в прошлом года. Была разработана единая схема коммерческого взаимодействия по бренду ФК "Зенит", проведены социологические и маркетинговые исследования, разработан стайл-гайд, который позволил значительно упростить разработку дизайнов лицензиатами клуба. В целом, в вопросе лицензирования мы стараемся ориентироваться на практику лучших спортивных клубов мира.
Выгодно ли клубу заниматься лицензированием самостоятельно или лучше отдать это на аутсорсинг?
В настоящее время, для нас целесообразным представляется самостоятельная реализация лицензии ФК "Зенит". Взаимодействие с потенциальными лицензиатами осуществляется коммерческим департаментом нашего клуба. Надо отметить, что товары, использующие фирменный стиль или символику ФК «Зенит», делятся на две категории. Первую самостоятельно производит наша дочерняя компания «Зенит-Трейд», которая управляет розничной сетью из 13 магазинов в Санкт-Петербурге, а также Интернет-магазином, осуществляющим доставку товаров по всему миру. Вторая категория товаров производится лицензиатами. На данный момент у клуба уже заключено порядка 15 лицензионных контрактов, и ведутся переговоры по новым товарным категориям.
Некоторые виды продукции выпускаются по обеим схемам. Скажем, одежду под маркой «Зенита» выпускает как компания Nike, наш технический спонсор, так и «Зенит-Трейд». Канцелярская продукция также производится и лицензиатами — компаниями «Канцбург», «Хатбер» (ассортимент бумажно-беловой продукции, пеналы и папки), — и «Зенит-Трейдом» (ручки, линейки, блокноты,
ежедневники). Канцелярское направление лицензионной деятельности ФК «Зенит» считает принципиально важным, и наш лицензионный отдел с удовольствием рассмотрит предложения от потенциальных лицензиатов, которые могли бы выпускать, например, такую продукцию как школьные рюкзаки, пишущие принадлежности и пластиковые папки.
Какие основные категории лицензируемых товаров?
- Одежда и аксессуары
- Канцелярская продукция и полиграфия
- Игрушки и сувениры
- Товары для дома
- Продукты питания
- Техника и аксессуары
- Компьютерные игры и приложения
- Товары для детей
Сколько клуб зарабатывает на лмцензировании?
Лицензирование может приносить значительный доход спортивной организации, что подтверждается опытом наших зарубежных коллег. К сожалению, в России данный рынок находится только в стадии становления и мы бы хотели максимально способствовать его развитию и в России.
Какой тип продукции пользуется наибольшим успехом?
Наш лицензионный ассортимент уже достаточно широк, многие поклонники нашего клуба наверняка уже видели в продаже следующие товары : хлеб, автоаксессуары , товары для пикника, канцелярия . В прошлом году этот список пополнился такими категориями, как : арахис и фисташки, мобильные аксессуары, мелкая компьютерная техника, текстильная продукция. Были и очень необычные примеры, такие как брендированные офисные стулья и даже специальная версия антивируса ESET NOD 32 . В данный момент мы находимся в финальной стадии переговоров по значительному количеству новых категорий. Часть образцов уже выпущенной лицензионной продукции будет представлена на нашем стенде в рамках Российского лицензионного форума.
Наши исследования показывают, что символика «Зенита» наиболее эффективна в тех категориях, где конкуренция достаточна высока и где товары конкурируют не только своей функциональностью, но и имиджевой, эмоциональной составляющей. Например, это товары импульсного и слабововлеченого спроса — канцелярия, хозяйственные мелочи. А также товары, которые могут выражать стиль владельца. Например, различные аксессуары — украшения, элементы одежды, сумки, кошельки и тому подобное, электроника — ноутбуки, флешкарты, накопители, товары для дома и интерьера.
Где можно купить вашу продукцию? В магазинах "Зенит-Трейд"?
Магазины «Зенит-Трейда» торгуют и собственной продукцией, и лицензионной продукцией. Мы очень заинтересованы в работе с лицензиатами, поскольку у крупных игроков рынка более широкие каналы дистрибуции, чем у «Зенит-Трейда». Нам хотелось бы, чтобы товар под маркой нашего клуба был представлен на различных торговых площадях по всей России. Во-первых, это опять вопрос имиджа. Во-вторых, лицензиаты располагают более подходящими площадками для продажи различных видов продукции.
В каких регионах продается или будет продаваться ваш товар?
Какие цели и задачи ставит перед собой клуб в этом направлении?
Нам было бы интересно, чтобы и другие клубы Российского чемпионата вплотную занялись развитием своего лицензионного направления, это будет максимально способствовать развитию рынка спортивного лицензирования в России в целом. Мы открыты к новым предложениям.
Участие в Российском лицензионном форуме для нас- это возможность пообщаться с нашими коллегами, рассказать профессиональным участникам рынка о наших успехах в сфере лицензирования, возможно, найти потенциальных лицензиатов в интересных для нас категориях. Лицензионный рынок в России находится в стадии становления и нам приятно быть в числе его первопроходцев.