В середине октября, стало известно, что катарский шейх Хамад бин Джабер Аль Тани, премьер-министр Катара и владелец крупнейшей компании Qatar Investment Authority, выразил желание приобрести часть акций футбольного клуба Milan. Его соперником на торгах будет российский бизнесмен Олег Дерипаска. Шейхи, как и русские олигархи, давно интересуются европейским футболом, и в целях не столь эгоистических. Покупка именитых – но не слишком – клубов помогает им поместить свои страны на карту мира,- сообщает "Forbes Украина".
Возрождение Манчестера
Все 90-е английский клуб Manchester City по большей части провел, балансируя между первым дивизионом и Премьер-лигой. В 2000-х ситуация несколько изменилась в лучшую сторону, но звезд с неба манчестерская команда не хватала – например, сезон 2008/2009 Manchester City завершил на десятом месте турнирной таблицы главной лиги страны. Три сезона перед этим команда была девятой, четырнадцатой и пятнадцатой соответственно. Словом, даже на снисходительное звание "крепкого середняка" манчестерский клуб тянул с большой натяжкой.
Это обстоятельство не остановило арабского шейха Мансура ибн Зайда Аль Нахайяна, который все в том же 2008 г. приобрел долю в команде Manchester City. В течение следующего года шейх выкупил оставшиеся доли и стал единоличным владельцем клуба. А за спиной Manchester City, чей последний громкий успех пришелся еще на 1970 г. (Кубок обладателей Кубков), выросла одна из крупнейших и дорогих компаний мира – Abu Dhabi United Group.
шейх Мансур ибн Зайд Аль Нахайян
Фото: guardian.co.uk
Abu Dhabi United Group – подразделение еще более крупного концерна, Abu Dhabi Investment Authority. По сути, это главная компания эмирата Абу-Даби и одна из главных в ОАЭ. Кроме международных программ по инвестированию, она управляет нефтяными делами эмирата. Руководит Abu Dhabi Investment Authority президент ОАЭ шейх Халифа ибн Зайд Аль Нахайан – родной брат Мансура. Оба брата – дети Зайда ибн Султана Аль Нахайата, основателя ОАЭ и первого президента страны. Благополучие и состоятельность братьев были предопределены еще до их рождения – когда в конце 50-х годов прошлого века в Абу-Даби была обнаружена нефть. Нынешнее состояние Мансура ибн Зайда Аль Нахайяна оценивается примерно в $5 млрд. Состояние всей семьи Аль Нахайян – по версии журнала Forbes – $150 млрд.
После того как стало известно о сделке, фанаты Manchester City, считающиеся чуть ли не самыми преданными в английской лиге, праздновали: знали, что им больше не придется проливать слезы за любимый клуб. Первая трата Мансура ибн Зайда Аль Нахайяна в качестве владельца Manchester City потянула на $59 млн. За эти рекордные для английского чемпионата деньги он приобрел звезду бразильской сборной – нападающего Робиньо, на которого, кстати сказать, претендовал клуб Романа Абрамовича "Челси".
За четыре года владения Manchester City Мансур ибн Зайд Аль Нахайян купил 24 футболиста, то есть полностью обновил команду. В двадцатке самых дорогих клубов мира манкунианцам сейчас отводится пятнадцатое место – стоимость клуба оценивается в $291 млн. Спортивные результаты, конечно, тут более показательны. Manchester City – бронзовый призер чемпионата Англии 2010/2011, чемпион Англии 2011/2012, обладатель кубка Англии 2011 г. Для клуба, который еще несколько лет назад был позади в турнирной таблице чемпионата, прогресс выглядит более чем убедительным.
Французская кампания
Большая часть успехов парижского клуба Paris Saint-Germain приходится на вторую половину 80-х и 90-е. В этот период команда дважды становилась чемпионом страны и столько же раз получала Суперкубок Франции. Главное достижение PSG: в 1996 г. клуб выиграл международный турнир – Кубок обладателей Кубков.
Год назад крупнейшая государственная катарская компания – Qatar Investment Authority – приобрела 70% акций французской команды. Основным владельцем Paris Saint-Germain стал премьер-министр Катара, страны размером в полтора Киева, шейх Хамад бин Джабер Аль Тани, к которому с конца 80-х принято обращаться Его Превосходительство.
Сделка 2011 г. имела продолжение – к марту 2012 г. катарские инвесторы выкупили оставшуюся часть акций парижского клуба. Президентом PSG стал бывший теннисист Нассер Аль Хелайфи. Планы Qatar Investment Authority – ежегодно вкладывать в клуб около $130 млн, чтобы сделать Paris Saint-Germain одной из лучших команд в Европе. За два последних года владельцы даже превысили план вливаний, в общей сложности потратив на трансферы футболистов $332 млн. Результаты этих двух лет: PSG занял второе место в чемпионате Франции, вторым же стал на турнире Emirates Cup, который проходит в Лондоне, и на состязании под названием Dubai Challenge Cup.
Выгодные вложения
С точки зрения перспективы и Мансур ибн Зайд Аль Нахайян, и Хамад бин Джабер Аль Тани сделали правильный выбор. Во-первых, Manchester City и PSG – клубы, хотя и играющие в высших лигах своих стран, но отнюдь не гранды мирового футбола. У них как минимум нет выдающейся истории международных побед, а значит, все будущие громкие успехи клубов станут ассоциироваться с нынешними владельцами.
Во-вторых, с точки зрения европейцев, эти клубы ассоциируются с конкретными городами. Но если смотреть на ситуацию с Ближнего Востока, то и Manchester City, и Paris Saint-Germain работают на рекламу стран, из которых происходят их владельцы. А футбольная реклама и Абу-Даби, и Катару нужна, хотя и по разным причинам.
Абу-Даби
Покупая Manchester City, Мансур ибн Зайд Аль Нахайян приобретал не просто клуб. В 2003 г. команда из Манчестера переехала на новый стадион. Стадион вмещает 47 000 человек – он пятый по размеру в Англии. Кроме футбольных матчей, на стадионе проходят и состязания по регби, и концерты звезд. С момента открытия на стадионе, например, выступили группы U2, Red Hot Chili Peppers, Coldplay. Даже если оставить один футбол: в том самом 2008 г. Manchester City только в дни футбольных матчей за сезон заработал на стадионе $28 млн.
С недавних пор стадион команды Manchester City называется Etihad Stadium. Одним из крупнейших спонсоров клуба, еще до его приобретения Мансуром ибн Зайд Аль Нахайяном, выступала эмиратская компания Etihad Airways. Появилась она в 2003 г. Считается одной из самых быстроразвивающихся авиакомпаний мира. Владелец компании – родной брат Мансура.
Etihad Stadium
Фото: sport.news.am
Etihad Airways достаточно активно ведет себя в мире. У компании уже есть доли в дублинской авиакомпании Aer Lingus, в австралийской Virgin Australia, в расположенной на Сейшельских островах Air Seychelles и в немецкой Air Berlin. Коммерческий директор Etihad Airways Питер Баумгартнер заявил, что арабская компания рассматривает манчестерский аэропорт как одну из главных транзитных точек между эмиратом Абу-Даби и Англией. Согласно отчетам крупного британского информационно туристического агентства VisitBritain, в прошлом году только туристов, посетивших Etihad Stadium, насчитывалось 88 000. Скоро название Etihad Airways станет однозначно ассоциироваться с манчестерским футбольным клубом.
Наращивание мощностей компании Etihad Airways – один из главных пунктов долгосрочной программы Абу-Даби, которая называется Abu Dhabi Economic Vision 2030. В 2009 г. эмират представил план экономического развития на следующие 20 лет. Цель его – сделать так, чтобы к 2030 г. Абу-Даби перестала ассоциироваться только лишь с нефтяными скважинами, а сам штат должен выбиться в лидеры, скажем, более интеллектуальных бизнесов.
Путешествия, авиаперевозки и туризм – одно из основных направлений этой программы. Еще один приоритет правительства Абу-Даби – стать влиятельным игроком на рынке телекоммуникаций. В эмирате существует телекоммуникационная компания Etisalat. Ее нынешний охват – два десятка стран Азии и Африки. К 2030 г. шейхи Абу-Даби планируют сделать Etisalat однозначным лидером, как минимум, азиатского рынка. Не в последнюю очередь именно с таким прицелом Мансур ибн Зайд Аль Нахайян привлек Etisalat в качестве одного из спонсоров клуба Manchester City.
Катар
Покупка стадиона стала решающим аргументом и для катарского шейха Тамима ибн Хамада Аль Тани. Катарский миллиардер планировал ввязаться в аукцион по покупке клуба Manchester United, но когда выяснилось, что Old Trafford – стадион, на котором играет клуб, – в сделку не входит, от затеи отказался. Последние новости о шейхе: он рассматривает более интересные комплексные предложения от клубов Blackburn и Everton. Катарская семья Аль Тани, владеющая также Paris Saint-Germain, дала понять, что планирует переименовать родной стадион парижского клуба.
Кроме PSG, семья Аль Тани владеет испанским клубом Malaga и теперь собирается побороться за приобретение акций Milan. Все состоявшиеся и потенциальные футбольные сделки катарского семейства приходятся на несколько последних лет. Кроме бизнес-интересов, тут видится еще один: 2 декабря 2010 г. FIFA объявила страну, в которой состоится чемпионат мира 2022 г. Эта страна – Катар.
Катар получает право на проведение чемпионата мира по футболу в 2022 г.
Фото: news.com.au
С момента объявления победителя и до сих пор Катар сталкивается с антирекламой "своего" чемпионата. Начиная с заявлений разного рода футбольных функционеров о том, что из-за аномальной летней жары в стране часть сборных могут бойкотировать чемпионат, и заканчивая скандалом длиною в год: Катар якобы купил результаты голосования, FIFA планирует устроить ревизию.
Словом, семья Аль Тани, больше всех заинтересованная в том, чтобы чемпионат таки состоялся, должна, как минимум, расположить общественное мнение в пользу Катара и за оставшееся время выработать у болельщиков ассоциацию между Катаром и футболом. Денег на это не жалко. За пару последних сезонов катарские шейхи потратили на приобретение игроков для Paris Saint-Germain $332 млн. Расходы превысили доходы на $200 млн. UEFA выразил по этому поводу обеспокоенность. Аль Тани уверили, что сведут баланс.
Но шейхи переменчивы. Этим летом испанские клубы Villarreal и Atletico Osasuna требовали от испанской федерации футбола разобраться с неприятной ситуацией: клуб Malaga, которым владеет шейх Абдулла ибн Нассер Аль Тани, не расплатился за покупку двух игроков этих клубов – Начо Монреаля и Санти Касорлы. Чуть позже появились новости, что шейх охладел к футболу и собирается продавать клуб. Так что в футбольном мире к шейхам пока относятся осторожно. Например, генеральный директор команды Borussia Dortmund, Ханс-Йоахим Ватцке, в одном из интервью на вопрос, как бы он отреагировал, если бы какой-либо из арабских шейхов пожелал приобрести его клуб, ответил, что был бы более чем против: шейх наиграется, а нам потом все разгребать.
Источник sport.obozrevatel.com