ВСМ реанимируют и начнут с участка Москва–Казань, который соединит Москву, Владимир, Чебоксары, Нижний Новгород и Казань. В дальнейшем эту ветку продлят до Екатеринбурга. Ответвления от основной линии могут довести до Перми, Самары, Уфы и Челябинска.
— Исходя из экономических и политических соображений, принято решение начать с восточного направления. Эта ветка соединит три города, где пройдут матчи чемпионата мира по футболу (Москва, Нижний Новгород и Казань). Теоретически ее можно успеть возвести к 2018 году, это был бы прорыв, 70% стоимости проекта будет финансировать государство, а 30% — частные инвесторы, — заявил журналистам министр транспорта Максим Соколов.
Глава транспортного ведомства уточнил, что для удобства ВСМ будет полностью располагаться на отдельном полотне и не проходить через малые населенные пункты. А при приближении к крупным городам дорога будет идти по эстакадам. Это необходимо для безопасности движения, хотя и неизбежно увеличит стоимость строительства.
В перспективе отдельные ветки ВСМ предлагается создать на маршрутах Москва–Санкт-Петербург и Москва–Ростов-на-Дону–Сочи. После введения в эксплуатацию этих линий из Москвы до Казани можно будет добраться за 3,5 часа, а до Сочи — за 7. Пока же в России скорость перемещения по железным дорогам остается низкой, средняя скорость европейского поезда в два раза выше российского.
— Высокоскоростное движение вдвойне важно для России, но нужно исходить из экономической целесообразности, какое именно движение необходимо на конкретной территории: скоростное или высокоскоростное. Надо смотреть на окупаемость и срок окупаемости проектов, — отметил Владимир Путин.
По оценкам главы «Российских железных дорог» Владимира Якунина, нужно 928 млрд рублей, чтобы построить линию до Казани, 651 млрд из них вложит государство. В РЖД приводят свои расчеты по отдаче от вложений: благодаря мобильности населения уровень жизни жителей в радиусе 200 км от агломераций повысится на 20–30%.
— Высокоскоростные магистрали снизят нагрузку на автодороги и разгрузят грузоперевозки по обычным железным дорогам. Подвижной состав будет выбираться на конкурсной основе с обязательной локализацией производства на территории России, — уточнил Владимир Якунин.
Владимир Путин отметил, что цена на билеты ВСМ должна быть приемлемой и доступной для большинства граждан. В РЖД сделали предварительные расчеты, по которым пассажир будет платить от одного до 10 рублей за километр пути в зависимости от маршрута и класса обслуживания.