Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Экономически устойчивые стадионы и сооружения на российском рынке
Если вы строите стадион к Чемпионату Мира 2018 года, это не значит, что он не может быть доходным. Для получения экономически устойчивого сооружения обратите пристальное внимание на следующие факторы.
Закрепите якорный клуб и дайте ему всё необходимое. Когда вы собираетесь строить стадион, помните: у него должен быть клуб-хозяин. Например, когда AECOM проектировал с учетом требований ФИФА стадион «Открытие Арена», он проектировал его именно для ФК «Спартак».
Создайте бизнес-план по наследию для стадиона. Кроме того, если вы хотите обеспечить его устойчивое функционирование, вам необходимо четко расписать бизнес-модель, где будут отражены все возможные варианты использования стадиона и его помещений. Некоторые из них должны получить приоритетный статус. Успешные примеры – «Донбасс Арена» и «Этихад Стэдиум», которые сумели построить великолепную бизнес-модель и используют почти максимум своих возможностей.
Стройте для наследия, а потом адаптируйте под чемпионат мира. Для России актуален вопрос оптимального размера стадиона. Будет ли он заполняться после Кубка мира? Европейский опыт указывает – при наполняемости свыше 61%, вы получаете доходный стадион. Например, в Бундеслиге при средней вместимости стадионов около 50 тыс. мест заполняемость составляет 90%.
Средняя же посещаемость клубов РФПЛ составляет около 12500. Даже с учетом появления новых комфортных стадионов и правильной работы с болельщиками предполагаемый рост посещаемости составит 15%, то есть около 14 500 человек. Следовательно, наполняемость 35-ти тысячного стадиона (вместимость после чемпионата мира) составит всего 41%. Если же судить по «большой пятерке», к которой стремится присоединиться Россия, то заполнять 45-ти тысячники хотя бы по нижнему европейскому стандарту (Италия, 61%), смогут только топ-клубы.
РФПЛ в плане наполняемости близка к Турции и Португалии, где стадионы на 20–25 тысяч мест заполняются не более чем наполовину. Поэтому, гораздо логичнее строить стадионы средней вместимости, но обеспечивать высокую наполняемость.
При проектировании стадионов следует обратить внимание на использование временных трибун. Показателен пример Олимпиады в Лондоне, где вместимость водноспортивного комплекса за счет временных конструкций была увеличена с 3 до 19 тысяч зрителей. Универсальные временные конструкции могут быть разобраны и собраны заново в другом месте для иных целей.
На стадионах так же можно визуально скорректировать вместимость. Например, поменять расположение кресел, увеличив пространство между ними, раскрасить их в разные цвета, поиграть с освещением.
Комплексная работа с болельщиками, развитие новой устойчивой базы. Другой путь – увеличивать посещаемость через улучшение собственно продукта (происходящего на поле) и условий на самом сооружении. Болельщик должен предпочесть просмотр матча на стадионе телевизору. Процесс посещения арены должен быть удобным с самого начала: от приобретения билета и пути к стадиону до наблюдения за игрой и выхода со стадиона. Удобства должны быть для всех. У фанатов они свои, у посетителей VIP-лож свои. Также должны быть созданы условия и для обычного зрителя.
Создавайте дефицит. Когда востребованность больше вместимости, вы создаете дефицит, повышая ценность посещения стадиона и вызывая ажиотаж. Почему золото и черная икра так дорого стоят? Потому что их тяжело добыть. На матч Англия – Германия достать билеты не менее сложно. Организаторы матча могут быть уверены, что соберется полный стадион практически при любой цене билетов. Но как они поступают в случае матча национальной команды против более скромного соперника? Например, продают пакет билетов сразу на три игры: против Германии, и допустим, Казахстана и Чили. Таким образом, Английская футбольная ассоциация переносит часть дефицитной ценности матча с Германией на другие игры, чтобы обеспечить лучшую наполняемость стадиона. Похожая логика и у владельцев абонементов. Возможно, они не захотят посещать все матчи, но зато у них будет гарантированная возможность попасть на те игры, которые они действительно желают увидеть.
Поделиться