Определение трансферной стоимости игрока всегда было головной болью для менеджеров и предметом споров и обсуждений для болельщиков. В Германии энтузиасты создали сообщество transfermarkt.de, где оценивают стоимость футболистов. Оно является основным источником информации для прессы и реально влияет на процесс переговоров, являясь показателем силы общественного мнения.
Оценка стоимости человеческого капитала – сложный процесс вне зависимости от сферы его применения. В случае со знаменитостями (профессиональные спортсмены, на каком бы уровне ни выступали, являются публичными лицами) их стоимость зависит от двух основных факторов: таланта (в нашем случае – статистика точности ударов, пасов и т.д.) и популярности (например, число упоминаний в прессе). Но мир несколько сложнее, чем кажется. Многие оценки являются субъективными, причём как со стороны журналистов, так и со стороны тренеров. Игрок может остаться в запасе не потому, что он талантлив менее своих партнёров, а потому что не вписывается в игровую схему. В общем и целом, какие характеристики принимает общественность во внимание, когда оценивает стоимость игрока?
В далёком 1907 году сэр Фрэнсис Галтон изучал идею коллективного разума, предложив толпе оценить вес быка. Демократический принцип (равенство мнений) помог прийти к довольно точному результату. Концепция краудсорсинга существует довольно давно, но интернет поспособствовал её раскрытию в полной мере: изобретатели и артисты реализуют свои проекты на пожертвования. С их помощью решаются проблемы человечества, в том числе и оценка стоимости футболистов. По идее сообщества должны успешно справляться с агрегированием информации.
Полученная оценка всё равно несёт в себе долю субъективизма, поскольку исследователи выбирают методику и корректируют веса, даже если их мнение не ангажировано третьими лицами (чаще всего это агенты). Популярность приобрела модель линзы Э.Брансвика, основанная на том, что оценку можно построить, основываясь лишь на части из общего набора доступных показателей.
Талант немцы (transfermarkt.de) оценивают по возрасту (единственный случай квадратичной зависимости), точности пасов, голам и голевым передачам (скорректированным в зависимости от позиции игрока), боевитости (процент выигранных дуэлей) и игровой гибкости (владению обеими ногами). К внешним факторам относится клубный менеджмент (суммарная рыночная стоимость игроков), отношение тренера (число сыгранных матчей), агента (средняя стоимость игрока в его портфеле), оценки журналистов (средний балл от экспертов трёх спортивных изданий, в Германии это kicker, sportal.de и Bild) и внимания публики (количество ссылок по запросу в Google).
Игроки способствуют увеличению доходов клуба: они стимулируют продажи атрибутики и обеспечивают переговорной силой, когда речь идёт о продаже прав на телетрансляции. Поэтому клубы готовы выкладывать колоссальные суммы за суперзвёзд. Зачастую они взрывают сознание, а в России в силу ряда причин вызывают праведный гнев со стороны общественности. Тем не менее, модель, предложенная членами сообщества transfermarkt.de, показала свою эконометрическую состоятельность в результате исследований учёных, поэтому менеджеры могут в её помощью обосновывать предлагаемые суммы заинтересованным сторонам.
Автор: Андрей Воронов
Использованы материалы: Steffen Herm , Hans-Markus Callsen-Bracker , Henning Kreis. When the crowd evaluates soccer players’ market values: Accuracy and evaluation attributes of an online community. Sport Management Review. No.17 (2014) 484–492 pp.