Вчера вечером в «Лужниках» занятие для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес –школы RMA провели генеральный менеджер испанской команды Хавьер Виш и директор по маркетингу Альберто Жил. Вот, что они рассказали нам о маленьком валенсийском клубе, прекрасно знающем свое место, но ни в коем случае не собирающемся терять своего лица.
«Рубин», с которым вам завтра играть, недавно купил полузащитника Яна Мвила за 12 миллионов евро. Может ли «Леванте» позволить себе нечто подобное, и какой трансфер в вашей истории был рекордным?
Хавьер Виш: Это абсолютно немыслимая ситуация, чтобы мы купили игрока за такие деньги. У нас все затраты на годовое содержание первой команды приблизительно равны этой сумме, 12 миллионам. И вообще, я могу сказать, что мы игроков не покупаем: продаем, это да. Вот от нас недавно ушли Кайседо, Мартинс, еще один футболист, и за них троих мы в общей сложности получили 11 миллионов евро. Наверное, другой клуб мог бы потратить эти деньги на приобретение новых футболистов. Но – не мы.
Наша главная на данный момент задача, если говорить не о спортивных результатах, а о чистой экономике – расплатиться с кредиторами. Не знаю, известно ли вам, но в 2009 году – а именно тогда в клуб пришла нынешняя команда менеджеров – «Леванте» находился на грани финансового краха.
Прежнее руководство оставило долгов на 90 миллионов евро. Мы провели реструктуризацию, и теперь обязаны каждый год возвращать не меньше 4 миллионов. Но реально возвращаем гораздо больше – потому, что на погашение задолженностей идет практически все, что нам так или иначе удается заработать сверх того минимума, что необходим на содержание клуба. Мы очень здорово за это время подсократили свой долг – с 90 миллионов до примерно 40. Так что, возвращаясь к вашему вопросу: нет, игроков мы в принципе не покупаем, ни за 12 миллионов, ни за сколько бы то ни было еще. Мы берем свободных агентов. Плюс – свои кадры. Вот в недавнем матче с «Олимпиакосом» у нас в стартовом составе вышли семь человек коренных валенсийцев, и пятеро из них – воспитанники клуба.
Это вообще –то для Испании не типично. Да, есть «Атлетик» из Бильбао, который в течение долгих лет делал ставку только на басков. Есть «Барселона», где сейчас чуть ли не вся основная команда – свои воспитанники. Но – воспитанники «Барселоны» совсем не то же самое, что уроженцы одноименного города. А мы применительно к «Леванте» говорим именно об уроженцах Валенсии. Этот подход абсолютно соответствует нашим ценностям, нашей клубной философии.
Вы упомянули о минимуме средств, необходимом для содержания клуба. Каков он для «Леванте»?
Альберто Жил: Ну, вот смотрите: 12 миллионов евро в год – это то, во что обходится основная команда: зарплаты игроков, тренеров, технического, медицинского персонала. Еще около 8 миллионов – это затраты на переезды, перелеты, проживание в гостиницах, питание, покрытие медицинских страховок, организацию сборов, и так далее. Примерно 4 миллиона – содержание стадиона и базы, которые находятся в собственности клуба, а также команд Академии. Плюс сюда же – зарплаты менеджмента и вообще всего клубного офиса, который у нас не велик. Вот, в общем-то и все.
Если бы не наши обязательства перед кредиторами, я думаю, мы могли бы говорить о прибыльности – на уровне примерно 3 миллионов евро в год. А так на данный момент – что зарабатываем, то и тратим. Вас интересует структура доходов? Пожалуйста: телевизионные права – это где –то 60 процентов. Спонсорские контракты – 20. И еще столько же – мерчендайзинг: тут я имею в виду вообще все продажи – билеты, абонементы, атрибутику, а также еду и напитки, реализуемые на стадионе в дни домашних матчей.
Вы вскользь обмолвились о клубных ценностях и клубной философии. Нельзя ли рассказать о них поподробнее?
Хавьер Виш: Видите ли, я думаю, что и ценности, и философия, они целиком и полностью и вытекают из нашей истории, и на ней же базируются. Вы знаете, если мы в этом сезоне отстоим свое место в Примере, то это будет первый в истории клуба случай, когда мы проведем в высшем дивизионе четыре года подряд. Для нас это, что ни говори, большое достижение.
Мы – маленький клуб, и мы отдаем себе в этом полный отчет. Но – мы хотим показать, и, надеюсь, нам это удается, что и будучи маленьким клубом, можно не терять чувство собственного достоинства, можно бороться, иметь гордость и не терять лица. Мы ни в коем случае не позиционируем себя как могучую, непобедимую, самую лучшую команду. Мы – команда своя, валенсийская, и уже только поэтому любимая своими болельщиками. Мы – одно с ними целое, мы все – одна семья, мы нуждаемся в них, мы играем для них. Мы им это всячески демонстрируем. И не только им – всей Испании.
Каким образом?
Альберто Жил: У нас есть свое радио в Интернете. У нас есть официальный канал на YouTube. А что касается телевидения, то, конечно, испанское телевидение, вообще общенациональные СМИ нами совсем не так заинтересованы, как, скажем, «Реалом» или «Барселоной».
И поэтому нам приходится изо всех сил креативить, что – то придумывать такое яркое, оригинальное, чтобы привлечь к себе внимание, чтобы они лишний раз о нас написали, лишний раз показали нас. Ну, вот, например, мы объявляли конкурс на лучший журналистский материал о «Леванте». И многие о нас писали именно в надежде этот конкурс выиграть.
Потом – мы сняли целую серию видеороликов на тему «Величие маленьких». Они в первую очередь были адресованы нашим болельщикам, но их заметили, их показали и по национальному телевидению, потому что они были такие смешные, забавные, запоминающиеся, потому что там проводилась достаточно, наверное, парадоксальная для грандов мысль, что иногда ничья – это почти победа, и что есть команды, удел которых завоевывать по шесть титулов за сезон, а есть те, кто доволен тем, что их бюджет – самый маленький в Примере.
Затем был еще ролик, снятый под конец сезона 2010/11, в котором поучаствовали все футболисты и тренеры «Леванте» и в котором они благодарили болельщиков за поддержку. Они говорили: «Спасибо всем, кто был с нами. Кто болел за нас. Кто радовался вместе с нами. Кто вместе с нами страдал. Кто молился за нас. Кто нас прощал», и так далее.
Или вот еще один ролик – он был снят уже в следующем сезоне: тогда, в сентябре 2011 года, мы на своем поле обыграли «Реал», это была просто сверхсенсация, никто в Испании о таком и подумать не мог!
Через месяц, в октябре, «Леванте» возглавил таблицу Примеры, ненадолго, но возглавил. И вот тогда мы этот ролик и сняли – опять – таки в первую очередь для своих, но момент был такой, что прокрутили его абсолютно все. Отличный ролик получился – очень эмоциональный, сентиментальный, замечательно проиллюстрировавший те чувства, которые мы все тогда испытывали – и здорово сыгравший на наш имидж.
Имидж имиджем, но какую-то экономическую отдачу вы от этой кампании почувствовали?
Хавьер Виш: Безусловно. Я уверен, что прямым следствием тех наших успехов на поле и того, как мы эти успехи смогли преподнести, стало то, что в течение двух последних сезонов мы увеличили количество проданных абонементов с 12 до 16 тысяч. И это при том, что сейчас в Испании наблюдается обратная тенденция: я не имею в виду «Барселону» и «Реал», но у многих других клубов заметен отток держателей сезонных пропусков.
Для нас особенно показательна в этом смысле история «Валенсии». Они наши соседи, и они в плане спортивных результатов нам, конечно, не ровня – еще относительно недавно два раза подряд играли в финале Лиги Чемпионов. Так вот, у них за короткий срок потери по продажам абонементов выглядят очень серьезно – с 45 до 30 тысяч.
Несколько слов о вашей Академии: сколько детей в ней занимается, довольны ли вы инфраструктурой, имеются ли на подходе потенциальные звезды, и не опасаетесь ли вы интереса к ним со стороны более богатых клубов?
Альберто Жил: Воспитанников у нас на данный момент 800 человек, 600 мальчиков и 200 девочек. Что касается инфраструктуры, то она, на мой взгляд, вполне достойная; спортивный городок неподалеку от Валенсии: семь искусственных полей и три натуральных.
В этом смысле все нормально, для нас, я бы сказал, сейчас важнее не инфрастуктура, а атмосфера, создание для воспитанников духа той же семейственности, общности, вовлеченности в жизнь клуба, о которой уже говорилось применительно к нашим болельщикам. С этой целью нами тоже делается немало; например, для каждой детской и юношеской команды клубом учреждена премия, которую по итогам года получает «лучший товарищ». Я подчеркиваю: не лучший футболист, а именно лучший товарищ, причем лауреат определяется внутрикомандным голосованием.
Относительно потенциальных звезд и интереса к ним со стороны более богатых клубов. Конечно, от такого интереса, от перехода игроков мы практически ничем не застрахованы. Но вот – завтра против «Рубина» выйдет играть Рубен Гарсия. Ему сейчас девятнадцать и с прошлого сезона он в нашей основе. Было дело, им интересовался «Реал», приглашала «Валенсия». Но – пока он у нас. Почему? Я думаю, потому, что сам он понимает, что в таких клубах и в таком возрасте заиграть в основном составе у него не было бы никаких шансов, а тем более – в еврокубках. Мы же такую возможность своим воспитанникам предоставляем.
Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter