Причины, по которым следует проводить Олимпийские игры на своей территории, становятся заметны при рассмотрении вопроса с более широких макроэкономических позиций.
ПЭСТ – это внешние показатели, нередко находящиеся вне прямого контроля организации.
· Политическими факторами являются налоги, занятость, политическая стабильность, торговля и проблемы окружающей среды.
· Экономические факторы включают в себя бизнес и скорость развития рынка, сферы интересов, инфляцию и рейтинги обмена валют.
· Социокультурные факторы представляют собой демографию (например, тенденции прироста населения, возраст и доход/благосостояние), психографику (установки и поведение) и структуры социальных переменных (взаимодействия между отдельными людьми в обществе).
· Технологическими факторами именуются технологическое развитие общества (вложенное в исследования и разработки, темпы технологических изменений и их внедрения, автоматизация).
Для выполнения контекстного анализа нужны фирменные индикаторы. Поэтому в систему вводятся организационные и брендовые факторы.
· Организационные факторы включают в себя планирование, логистическое исследование материально-технической базы и потребность в рабочей силе.
· Бренд описывает общую репутацию организации, будь то принимающий город или корпоративный спонсор.
Понимание того, что многие ресурсы будут полезны и останутся пригодными к использованию после Олимпиады, а не будут израсходованы во время Игр, вынуждает руководителей тщательно обдумывать такие виды маркетинговой деятельности, которые и в постолимпийский период будут работать максимально долго и приносить прибыль, продавая воспоминания о прошедшем событии. Подобные инвестиции свидетельствуют о более широком понимании контекста, в котором проводятся Олимпийские игры.
Рассмотрим все показатели отдельно.
Политические факторы
Риски
Один из минусов Олимпийских Игр состоит в том, что они являются привлекательной ареной для политических операций.
Можно перечислить несколько случаев:
· ОИ в Берлине 1936 года – Гитлер хотел продемонстрировать превосходство арийской расы
· 1972 в Мюнхене – захват заложников
· Бойкоты 1980 и 1984 годов
· 2008 год в Пекине – протестующие жители нарушили эстафету Олимпийского огня
Для спонсоров (принимающей страны в том числе) ситуация становится потенциально разрушительной, если политические события приковывают к себе больше внимания, чем Олимпиада.
Преимущества
Успешные Олимпийские Игры придают блеску имиджу города-хозяина, косвенно демонстрируя умение правительства справиться со сложным, вызывающим пристальное внимание событием. В преддверии Олимпиады чиновники решают сложные вопросы, определяя сроки реконструкции и строительства объектов, методы совершенствования инфраструктуры и способы воздействия на экономику с целью извлечения выгоды из внимания общественности. Именно здесь и именно в это время могут возникнуть проблемы, поскольку протестные группы также присматриваются к принимающей стороне в надежде получить трибуну в СМИ для выражения своих интересов. Принимающие город и страна, в свою очередь, стараются вдохновить свих граждан регулярными отчетами об успешной подготовке к проведению ОИ, а также о том, насколько они улучшат их жизнь и какую принесут пользу. Важной задачей является возрождение чувства национальной гордости и патриотизма.
Грамотно продуманная и реализованная маркетинговая компания может и должна опираться на реальные показатели и производимый ими положительный эффект.
Экономические факторы
ОИ могут быть важным катализатором экономической деятельности как спонсоров, так и города (страны)-хозяина. В то же время издержки, неизбежные для принимающей стороны, с годами, как правило, возрастают. Причины:
· низкий изначально бюджет, рассчитанный исходя из уровня цен на момент подачи заявки
· необходимость создания дополнительной инфраструктуры
· необходимость удовлетворения возникших после подачи заявки иных потребностей
· общая инфляция, связанная с ожидаемой на всякой Олимпиаде расточительностью.
Риски
· скандалы, связанные со взяточничеством (Сидней и Солт-Лейк-Сити) сужают круг потребителей и разочаровывают общество в целом
· сетевой эффект может сильно сократить экономическое влияние спонсорства и туризма
· излишняя коммерциализация (Атланта 1996 год), которая оскорбляет всех, считающих Олимпийское движение не просто обычной гонкой за прибылью.
Преимущества
· повышение активности потребителей, одной из форм которой является туризм, увеличивает доход принимающего города и налоги с оборота
· инвестиции и строительство, связанное с развитием инфраструктуры, могут принести долгосрочную прибыль
· благоприятное впечатление, хоть оно и нематериально, может оказывать успешное или, по крайней мере, длительное экономическое воздействие (в Солт-Лейк-Сити значительный экономический рост стал прямым результатом туристического бума)
· проективное влияние (Исследование в Ванкувере показало, что 24% потребителей – «просто» захотели посетить город, 43% - открыли бы в нем дело, 25% - запланировали встречи).
Социокультурные факторы
Риски
· отчужденность местного населения и отсутствие его поддержки из-за неудобств, связанных со строительством и усиленным международным вниманием. Опасения по поводу наплыва гостей, в которых жители могут видеть чужаков, способных изменить образ жизни
Преимущества
· позитивный имидж, который укрепляет национальную и гражданскую гордость, позволяющую людям поверить в свою особенность
Технологические факторы
Риски
· повышенная нагрузка на те объекты, которые жизненно необходимы для местного населения
Преимущества
· возможность обновления инфраструктуры и технологий (правительство Китая потратило свыше 150 млн долларов на 450 технологических проектов, специально приуроченных к Пекинской Олимпиаде, еще 200 млн предоставили компании в поддержку этих проектов)
Организационные факторы
Риски
· погодные условия
· организационные просчеты в билетных и транспортных системах (невозможность попасть на соревнования в Лейк-Плэсиде 1980)
· обеспечение безопасности
· амбуш маркетинг
· организационные просчеты в планировании и строительстве
Преимущества
· обретение опыта проведения крупных массовых мероприятий
Бренд
Риски
· чрезмерный вред репутации (перерасход средств и неправильное управление бюджетом в Монреале)
· любые негативные проявления в точках контакта отразятся на бренде города-хозяина
Преимущества
· возможность спланировать подробную схему точек контакта (материальные и нематериальные компоненты)
Материальные – это физические элементы бренда: продукты, упаковка, рекламные приложения, складские помещения или пункты доставки (мебель, приспособления, дизайн объектов, планировка), люди. Релевантность и резонанс - два главных оценочных измерения материальных компонентов. Релевантность продукта означает, что предложение удовлетворяет особую потребность, а его резонанс означает, что конкретный продукт совпадает с уникальной ситуацией потребителя, создавая эмоциональную связь с потенциальным покупателем и стилем его жизни.
Нематериальные компоненты – услуги, атмосфера, обстановка и отношение (установка). Эти факторы способствуют возникновению у человека определенных чувств и эмоций, а иногда напрямую вызывают их.
Сочетание материальных и нематериальных точек контакта напрямую способствует созданию у потребителя общего переживания – экспириенса. Существование четкого, детального представления об этих точках может помочь компаниям и городам-хозяевам определить как свои сильные стороны, так и области, заслуживающие дополнительного внимания. Полезный инструмент – карта точек контакта бренда, которая наглядно демонстрирует полный набор факторов, способных повлиять на рыночное восприятие бренда. Изображая их графически, менеджеры могут также выявлять и факторы, формирующие мнения и переживания потребителей. Конечным результатом является краткая характеристика многих отдельных лиц, влияющих на репутацию общего бренда организации, и связей между различными факторами.
Экономические последствия
Анализ экономических последствий провести достаточно сложно в силу нескольких факторов: субъективность, предвзятость. Экономисты часто испытывают затруднения при использовании мультипликаторов в связи с подобного рода анализом. Спортивные сообщества стремятся для подобного анализа нанимать специалистов, которые в своих отчетах стараются максимально отразить позитивные факторы, обращая мало внимания на такие мелочи, как дислокация, транспортные проблемы, материально-техническое обеспечение и неудобства, причиняемые местным жителям.
Если олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе принесли солидную прибыль в сумме 200 млн долларов, что говорит о способности крупно-масштабных спортивных событий быть весьма выгодными, то преобразование этих краткосрочных приобретений в длительный экономический рост оказалось труднодостижимым или, по крайней мере, не вполне убедительно доказуемым.
Пока подводить итоги нашей олимпиады рано, но можно посмотреть на 3 последние Олимпиады.
Пекин
Позиционирование – Один мир. Одна мечта
Задача – Изменить восприятие Китая на международной арене, а также способствовать росту внутреннего патриотизма
Экономическое влияние
· построены с нуля или полностью обновлены 31 большая площадка
· полностью реконструированы главные городские транспортные системы
· построены новые дороги, здания терминалов в аэропортах и взлетно-посадочные полосы, линии метро, введены в строй общественные автобусы и службы такси
· новые спортивные объекты – Пекинский национальный стадион, плавательный центр, крытый стадион для художественной гимнастики, Олимпийский гребной парк. Большинство зданий выполнено в культовом стиле
Опросы показали, что отношение к Китаю со стороны Австралии, Канады, Европы и США не особенно изменились после Олимпиады, в самом Китае реакция была совершенно иной и гораздо более позитивной. Рост национального самосознания – важный дополнительный продукт и выгодное следствие приема Олимпиады.
Ванкувер
Позиционирование – С пылающими сердцами
Задача – Устойчивость. Минимизация влияния на окружающую среду и следование принципам социальной ответственности. Подойти к организации Игр так ответственно, как никогда прежде.
Экономическое влияние (отчет PwC)
· больший рост прибыли, чем предполагалось: рост прибыли от туризма к концу марта 2010 года составил 463 млн долларов, а расходы на прием гостей не превзошли 90 млн
· средняя продолжительность пребывания туристов возросла с 2 ночей до 8
· выросла занятость населения в Уистлере и Ванкувере (двух местах проведения олимпиады)
· доходы от продажи продуктов питания и напитков выросли на 129 млн долларов в первые три месяца 2010 года, а розничная – на 100 млн долларов
· за три месяца было заключено более чем на 60 млн долларов новых сделок, касающихся чистой энергии и устойчивого развития
· в 2010 году туризм возрос на 10%
· местная экономика получила более 2 млрд долларов прибыли за счет увеличения активности.
Лондон
Позиционирование – Вдохновение, призванное использовать спорт для преобразования жизни 12 млн молодых людей в развивающихся странах
Задача – Гостеприимство и доступность, воодушевляя людей пробовать новые методы и преодолевать препятствия. Даже эмблема была адресована молодежи.
Экономическое влияние
· Привлечение в экономику страны путем торговых сделок и инвестиций 9,9 млрд фунтов стерлингов (потрачено на 1 млрд меньше)
· Создание 31 тыс новых рабочих мест
· Изменение инфраструктуры целого района (см. SBC № 3 2013)
· Развитие транспортной инфраструктуры (расширение сети метрополитена и наземного железнодорожного транспорта, строительство новых автомобильных трасс)
Утро после олимпиады
Бытовало мнение, что затраты на Олимпиаду правильнее было бы распределить среди жителей России, купив каждому по велосипеду или паре коньков, что дало бы больший эффект. Вы и теперь так думаете?
Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter