Основы стратегии клуба, нашедшего баланс между спортивной и экономической составляющими
«Удинезе» удавалось долгое время поддерживать баланс между неплохими спортивными и экономическими результатами, хотя при подходе «фабрики талантов» вторые превалируют.
Президент клуба Франко Сольдати и генеральный менеджер Франко Коллавино неоднократно подчёркивали, что их стратегия отличается от коллег по Серии А. Главное, в чём удалось добиться успеха, - управление талантами, это ключевая черта стратегии «Удинезе». «Мы привозим в Удине молодых игроков, оказываем им всестороннюю поддержку и позволяем им развиваться в
конкурентной среде – одной из лучших лиг на планете», - говорил президент клуба Сольдати.
Стратегическая чувствительность
Стратегическая чувствительность находится в центре модели «фабрики талантов» «Удинезе». Помимо бесконечной текучки кадров и перераспределения ключевых ресурсов, его стратегия основывается на потрясающей способности находить и приобретать молодых игроков по всему миру и раскрывать их потенциал. Это повышает вероятность успеха на футбольном поле, а также приводит к переоценке ресурсов. В 2010 году на долю «Удинезе» приходилось лишь 2% доходов Серии А, зато доля клуба в доходах от переоценки игроков (разница между ценой покупки и ценой продажи игрока) составила 11%. В основе стратегической чувствительности «Удинезе» лежат четыре фактора: широкая сеть скаутов по всему миру, солидная деловая репутация, качественная рутинная работа и огромная база данных.
Начнём с первого фактора. Международная сеть скаутов «Удинезе» шире, чем у любого другого клуба Серии А. По данным прессы, на трёх континентах (Южная Америка, Африка, Европа) работают 30-35 человек. Впрочем, есть основания полагать, что журналисты сильно недооценивают скаутинговую службу клуба. Руководители «Удинезе» понимают, что эту систему можно скопировать, что ударит по устойчивости модели в будущем.
«Удинезе» много работал над созданием и поддержанием репутации надёжного делового партнёра. Клуб всегда старался придерживаться условий заключённых контрактов и исполнять обязательства в срок, хотя в индустрии с волатильными доходами это непросто. Теперь эта репутация работает на клуб – агенты тянутся к «Удинезе» как к магниту, особенно в Южной Америке. Они стараются предложить своих игроков, не вовлекая другие клубы, поскольку уверены, что свои комиссионные получат в срок. А чем больше агентов, тем шире выбор молодых игроков у клуба.
Скаутинговая работа в клубе выстроена по чётким критериям. Они определяют совместимость с бизнес-моделью и ресурсными ограничениями клуба. Таким образом, поиск становится не слишком широким и, соответственно, дорогим и неэффективным. Скорость – залог успеха. Если «Удинезе» замечает хорошего игрока, конкурентное преимущество нивелируется, если контракт не заключён. «Удинезе» не может себе позволить перебивать предложения крупных команд и понимает, что в футболе крутятся сумасшедшие и порой необоснованные деньги. Тренеры, владельцы клубов и болельщики могут быть капризными, и стоимость молодого игрока может быть необычайно завышена. «У нас немного пространства для манёвра, так что мы вынуждены действовать шустро», - говорит президент клуба Франко Сольдати. «Удинезе» определил для себя рамки, за которые не следует выходить в ходе переговоров, потолок в зависимости от разных факторов варьируется от 5 до 10 млн евро.
Наконец, «Удинезе» уделяет особое внимание сбору и анализу огромного массива данных о молодых игроках. В то время как скауты по всему миру ищут интересные варианты, штаб в Удине просматривает тысячи матчей низших лиг. Данные о стиле жизни и дисциплине также поступают сюда ещё до установления контакта с игроком через слухи, газетные публикации и иные источники. Цель этого процесса двояка. С одной стороны, нужно убедиться в том, что сведения о технической и тактической выучке игрока соответствуют действительности. С другой – соответствует ли игрок миссии и ценностям «Удинезе». Восприятие замены денежного вознаграждения возможностью профессионального роста, приспосабливаемость к новым условиям и другие критически важные качества для клуба не менее важны. Менеджеры клуба уверены, что этот подход работает: «Очень редко случается, что игрок прибывает в Удине в обход нашей сети!»
Автор Андрей Воронов
Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter