Почему именно спорт?
Я профессионально занимался теннисом на протяжении 11 лет, обучался в испанской спортивной академии Санчес Касаль в Барселоне, но в связи с травмой, не смог продолжать свою карьеру теннисиста. Единственным вариантом остаться в спорте, было поступить в ВУЗ по направлению спортивного менеджмента или маркетинга. Я искал университеты в Европе и Америке, и по многим рекомендациям выбрал университет в Швейцарии Glion, факультет Event, Sport & Entertainment Management (управление мероприятиями, спортом и развлечением).
Какие экзамены пришлось сдавать при поступлении?
Как таковых экзаменов не было. Обязательным было знание языка: сертификаты TOEFL, Cambridge First Certificate (FCE) или I.E.L.T.S. Пришлось пройти несколько интервью и тестов.
Как было построено само обучение, что вам больше всего запомнилось?
Обучение было построено как на теории, так и на практике. Продолжительность всей программы 3,5 года, из них два раза по полгода отводилось для прохождения стажировок. Самое интересное, что экзамен по некоторым предметам, например, по эвент менеджменту, заключался в проведении реального мероприятия с "живым" бюджетом.
Где вы проходили практику?
В 2008 году я проходил практику в агентстве спортивного маркетинга при "большом" ЦСКА "Финансы и Спорт", в 2009 году - по организации первого международного дворового турнира по футболу среди детей в "Спорт-Экспресс", в NBA в рамках международного баскетбольного турнира в Йошкар-Оле, а также в отделе маркетинга Союза Биатлонистов России у Ирины Зайцевой.
Какие были варианты после окончания ВУЗА?
Было предложение от компании EBI по логистике: они организовывали в Астане азиатские игры. Второй вариант, на который я и согласился, поступил от международной федерации бокса на позицию координатора по развитию. Там я стажировался в течение 6 месяцев. Затем перешел в FIBA в качестве ассистента по организации мероприятий и помогал в течение 2,5 месяцев в подготовке чемпионата мира баскетболу среди юношей до 18 лет в Латвии и и среди девушек в Чили. Потом у меня закончилась студенческая виза.
Как и когда Вы пришли в ЦСКА?
23 августа 2011 года я начал работать в клубе. Моя дипломная работа была посвящена способам увеличения посещаемости матчей ПБК ЦСКА в сравнении с маркетингом лучших клубов НБА. Я отправил диплом вице-президенту ПБК ЦСКА Наталье Фураевой, и исполнительный директор клуба Наталья Кузнецова меня пригласила на собеседование.
С чем столкнулись при работе в клубе? Какие возможности увидели?
Основная проблема, которую мы уже решили, заключалась в качестве оценки мероприятий. Раньше мы считали количество проданных абонементов и билетов и не анализировали динамику продаж от матча к матчу. А именно такой анализ позволяет оценить успех той или иной промо-акции, которая организовывается во время игр. Сейчас мы этот показатель считаем в Excel.
Второй пункт, который нужно отметить - это location, до 2012 года все мероприятия проводились в УСК «ЦСКА». Теперь мы делаем по-другому, например, в феврале этого года мы провели промо-мероприятие на территории торгового комплекса "Метрополис": расположили 10 игровых приставок и баскетбольное кольцо. Каждый прохожий мог сразиться в баскетбол на Xbox или закинуть мяч в корзину. Мы привлекли огромное количество посетителей к площадке и большое внимание к клубу. Эта акция была ориентирована на аудиторию младше 24 лет с целью повышения продаж недорогих билетов на игры ( ред. Такой тип билетов продавался хуже всего).
Третий пункт: мы начали активней работать в Facebook - официальная страница сейчас насчитывает 4 906 читателей; задействовали twitter, vkontakte, YouTube, Instagram, Google+. Мы проводим аналитику по каждому социальному ресурсу: количество подписчиков и скачки посещаемости/цитируемости/
Кстати, за промо мероприятие и активность в соцсетях мы получили приз от Евролиги.
Четвертый, работа с символом команды: до этого сезона мы только готовились представить наш символ - коня - который бы присутствовал на играх и развлекал болельщиков. В этом году мы сняли специальный вирусный ролик про жизнь коня, и нас уже начал "троллить" БК "Локомотив- Кубань". Это настоящая битва талисманов!
Пятый, отсутствие "мобильности": в этом году мы разработали бесплатное приложение для iOS и Android, которое будет содержать новости, текстовые трансляции, профайлы игроков, состав группы поддержки, напоминание о матчах. Разработкой для нас занялась компания Ips pirates.
Шестой, небольшой выбор атрибутики: мы планиуем расширить линейку продукции.
Каких знаний или навыков вам не хватало, где их можно подчерпнуть?
Я читал много зарубежной литературы, но мало знал про российский рынок. Половина того, что я узнавал, не совпадало с российской спецификой - болельщики, и прежде всего, менталитет разный. У нас бы не поняли, если символ команды в шутку кинул бы торт в лицо болельщику, а вот у маскотов (ред. первоначально название человека, животного или объекта, приносящего удачу — сейчас это практически любой персонаж, человекоподобный и не очень, представляющий спортивную команду) американских клуб это работает, и все смеются.
На данный момент я также учусь на магистра в спортивном маркетинге (Masters in Sport Marketing and Communication) в университете Ca' Foscari di Venezia. Это онлайн обучение с 3 практическими занятиями. Первое занятие прошло в Барселоне в штаб квартире Евролиги. Мы прослушали курс лекций от сотрудников Евролиги и ознакомились с программой обучения. Второе - в Стамбуле на "Финале Четырех" Евролиги, где нам показали организацию крупного спортивного события изнутри. Последнее состоится в В Венеции, где пройдет экзамен и защита диплома.
Данная программа курируется самой Евролигой и большая часть их офиса прошли там обучение. Спасибо ЦСКА за данную возможность.
Ключ к успеху, как мне кажется, смотреть, что делают другие клубы: я придерживаюсь следующей формулы: хорошая идея плюс чужая хорошая идея. Источником информации для меня являются социальные сети клубов, и при этом не только баскетбольных.