Строительство нового стадиона – это адреналин

Строительство нового стадиона – это адреналин
Управляющий директор и главный архитектор ODELL Associates Майк Вуллен традиционно является одним из ключевых спикеров Деловой программы Stadia Design & Technology Expo, которая ежегодно проходит в Лос-Анджелесе. В этот раз Майк говорил о различных критериях выбора архитектурных проектов и о новых трендах в американской спортивной индустрии.

"Строительство любого спортсооружения – это проект, требующий от дизайнера, девелопера и особенно инвестора очень большой смелости и желания рисковать. Проект инициируют и реализуют единицы смельчаков, а результатами этого проекта потом воспользуются десятки тысяч человек, приходя на трибуны" – отметил Майк Вуллен. – "Поверьте мне, в жизни архитектора нет ничего более захватывающего, чем смотреть матч открытия на заполненном до отказа стадионе, который ты сам спроектировал!"
 
Майк Вуллен является активным игроком рынка спортивной и развлекательной индустрии Северной Америки уже более 25 лет. Его специализация – разработка архитектурной концепции объекта. Майк не только руководит группами самых известных американских архитекторов, но и непосредственно участвует в проектах. Майк Вуллен начал свою карьеру в конце 70-х, когда спроектировал два спортивных сооружения в кампусе Университета Джорджии. В середине 80-х он разработал архитектурную концепцию для Арены в Шарлотте (Charlotte Bobcats Arena в Северной Каролине, которая сегодня носит название Time Warner Cable Arena). После этого Майк окончательно сфокусировал свой профессиональный выбор на архитектуре спортивных и развлекательных сооружений. Портфель реализованных им архитектурных проектов насчитывает десятки спортсооружений, включая несколько бейсбольных и футбольных стадионов и крупнейших спортивных центров Северной Америки. Он часто выступает в качестве ведущего эксперта и аналитика архитектурных проектов, выбирая из них наиболее оптимальные для последующего строительства.
 
"Каждый из рассматриваемых мною проектов имеет свои сильные и слабые стороны. И, конечно же, всегда присутствуют определенные риски. Главный критерий заключается в том, в какой степени мы сможем удовлетворить будущие требования клиентов, если реализуем тот или иной проект. Наши клиенты – это зрители, которые всегда голосуют ногами. Это – лакмусовая бумажка, позволяющая архитектору судить о проделанной работе. И требования клиентов меняются настолько стремительно, что нам необходимо предвидеть всё заблаговременно, смотреть в будущее, которого еще никто не знает. Архитектор всегда работает в режиме стресса", - считает Вуллен.
 
Помимо своего первого крупного проекта в Шарлотте, Майк часто вспоминает Центр RBC в Рэли, штат Северная Каролина, который был недавно переименован в Центр Искусств Банка PNC. Изначально Вуллен спроектировал там баскетбольную арену с учетом всей специфики сооружений данного типа. Однако спустя несколько месяцев после начала строительства в Рэли передислоцировалась команда НХЛ "Хартфорд Уэйлерс" (с 1997 года переименована в "Каролина Харрикейнс"). "Нам пришлось работать в поте лица", вспоминает Майк Вуллен. – "Мы переконструировали арену под нужды хоккейного клуба, и при этом сохранили ее изначальное баскетбольное предназначение. Помимо технических изменений, мы спроектировали новую пресс-ложу, дополнительный ярус  для зрителей, комнаты отдыха и раздевалки для команд. И все эти изменения пришлось делать по ходу строительных работ!"
 
Одним из последних на данный момент проектов Майка Вуллена является строительство Центрального стадиона в Шарлотте для бейсбольной команды "Шарлотт Найтс". "Это очень важный проект, и не только потому, что клуб сейчас находится на подъеме. Прежде всего, наш стадион является катализатором экономического развития города именно в том районе, где он до сих пор не застроен", - отметил Вуллен.

По его словам, главными препятствиями в работе архитектора являются сжатые сроки, политические риски и проблемы с поиском финансирования объекта. Тем не менее, он считает, что спортивная индустрия является одной из немногих, испытавшей на себе минимальное негативное воздействие последнего экономического кризиса. "Количество строящихся спортивных объектов не только не уменьшилось, но и растет. И инвесторов в проекты меньше не стало. В спортивном бизнесе быстро научились зарабатывать деньги на тех вещах, о которых не думали еще десять лет назад, к примеру, на увеличении количества VIP-лож на аренах, развитии кейтеринга и мерчандайзинга. В Америке практически не осталось бюджетного финансирования спорта, но бизнес всегда находит пути, чтобы преодолеть трудности".
 
Напомним, что на Stadia Design & Technology Expo в прошлом году Майк Вуллен был модератором Круглого стола, участники котрого обсуждали проблемы кейтеринга на стадионах.