Глупо отрицать, что современный футбол уже далеко не просто спортивное соревнование, призванное дарить людям бури эмоций и всплески адреналина. Сегодня футбол — это, в первую очередь, большой бизнес, в котором крутятся большие деньги. И как любой подобный бизнес, он требует грамотного менеджмента и четко выстроенной структуры управления. Именно он привлекает в футбол ключевых инвесторов: телевизионщиков и компании-производителей спортивной одежды и экипировки — более-менее удачный менеджмент не только развили футбол как спорт, но и привели его к глобальному коммерческому успеху, что до сих пор позволяет национальным ассоциациям получать от этой игры доходы и распределять их на дальнейшее развитие футбольного бизнеса.
Сегодня мы хотели бы немного отвлечься от описания существующих финансовых проблем современного футбола и немного рассказать о самом главном — об одной из важнейших организаций, которые руководят игрой номер один в мире, поддерживают ее традиции и никак не решатся на введение современных технологий определения гола — UEFA.
Немного истории
The Union des Associations Europeennes de Football (UEFA), основанная 15 июня 1954 года в Базеле, была призвана представлять интересы Европейского футбола в отношениях с FIFA, а также основать Кубок Европейских Клубов (Europenian Club Cup) с подачи самих клубов и французского издания L’Equipe. К 2010 году в состав УЕФА входили 53 национальные ассоциации (включая Гибралтар), каждая из которых руководит своими собственными Лигами и Кубками, а также обеспечивает участие местных команд и национальных сборных в турнирах, проводимых под эгидой UEFA и FIFA.
UEFA действует в рамках правил и норм, установленных FIFA, вследствие чего существует значительное дублирование зон ответственности двух организаций.
Функции UEFA (по Уставу):
- Представление интересов Европейского футбола в FIFA;
- Развитие футбола в Европе (программа HatTrick);
- Организация соревнований и справедливое распределение доходов, полученных от этих соревнований;
-
Регулирование:
- Лицензии клубов плюс выполнение правил финансового фэйр-плей;
- Протекция соревнований национальных сборных (home-grown player rule);
- Борьба с договорными матчами;
- Социальные программы (Respect programme)
Также в Уставе UEFA присутствует перечень одиннадцати принципов, или «ценностей», на которых строится вся работа главной футбольной организации в Европе:
- «Футбол в первую очередь»
- Пирамидальная структура и распределение зон ответственности
- Единство и руководящая роль UEFA
- Качественное управление и автономия
- Истоки футбола и солидарность
- Защита молодёжи и образование
- Честность спортивного соревнования и пари
- Финансовый Fair-Play и регулирование соревнований
- Национальные сборные и клубы
- Уважение
- Европеская модель спорта и специфика спортивной деятельности
Любопытно, что все эти принципы направлены исключительно на благо футбола как спортивной игры, и нигде нет и намека на развитие коммерческой стороны процесса (в чем порой так яростно обвиняют господина Платини). С одной стороны, можно предположить, что авторы явно лукавили и оставляли за скобками основного регламентирующего документа самое главное; но, с другой стороны, эти принципы можно принять за мотивы, которые побудили футбольную общественность в какой-то момент исторического развития футбола создать специальный контролирующий орган. И если мы с вами соглашаемся со вторым предположением, то впредь во время разговоров о создании альтернативы UEFA стоит обращать внимание и на то, какие цели будет преследовать эта альтернатива. Если схожие, то в чем смысл? Если отличающиеся, то какие? Разве может быть что-то более гуманное для футбола, чем вышеописанные догмы?
Организационная структура UEFA
Изначально UEFA создавалась как часть трехуровневой структуры “UEFA — национальные ассоциации — клубы”. Однако, в ответ на изменяющиеся условия Европейского футбола, вызванные резким увеличением генерируемых доходов в Европейском футболе (преимущественно за счет турниров УЕФА) и глобализацией и развитием рынка футболистов, увеличившими их влияние на Европейский футбол, UEFA создала дополнительную горизонтальную структуру с участием “заинтересованных лиц”.
Ключевым органом, реализующим такую стратегию вовлечения «заинтересованных лиц», стал Professional Football Strategy Council (PFSC). Таким образом, UEFA признает право EPFL (the European Professional Leagues) для лиг, ECA (European Clubs Association) для клубов и Европейского отделения FIFPro (Союза Профессиональных футболистов) для футболистов иметь представительство в PFSC.
По сути, PFSC:
- Налаживает сотрудничество между всеми вышеперечисленными «заинтересованными лицами»;
- Улаживает конфликты между вверенными организациями на уровне общественного диалога;
- Работает с профессиональными футбольными консультационными органами по всем соответствующим вопросам;
- [самое интересное] Удостоверяются, что “футбол прододжает представлять из себя одну семью (!!!), в которой вместе уживаются профессиональный и любительский футбол, существующий в рамках единой структуры и пирамидальной системы” (интересно, кем в этой большой “семье” друг другу приходятся Антон Фердинанд и Джон Терри или Луис Суарес и Патрис Эвра?)
- Представляет интересы клубов, лиг, игроков в исполкоме UEFA по вопросам, связанным с календарем, соревнованиями, финансовыми и коммерческиим аспектами и проч.
Эта довольно сложная структура позволяет понять, почему UEFA играет столь значимую роль в современном европейском футболе и почему все попытки создать аналоги баскетбольной Евролиги, G14 или какие-то другие кооперации в обход UEFA в футболе обязательно столкнутся с массой трудностей: UEFA создала тотальную легитимность своей футбольной власти по всем фронтам. По сути, нет ни одной группы из футбольной индустрии, которая не была бы так или иначе задействована в сотрудничестве с UEFA. Эдакая круговая порука, где все связаны в один узел благодаря одной организации. Конечно, это далеко не американский доллар с его ролью в мировой экономике, но аналогия напрашивается.
С другой стороны, важно понимать, что в основе всей структуры UEFA (и как это описано в ее принципах) лежит футбол, как игра. А львиная доля власти и влияния (в первую очередь экономического) в футболе принадлежит, конечно, тем самым топовым командам, которые правят бал в ведущих европейских чемпионатах. И стоит им только прийти к единому решению (что, конечно, сложно, трудоемко и почти невыполнимо) по вопросу отделения в автономное соревнование, UEFA будет архисложно удержать свои нынешние позиции. За грандами, наверняка, уйдет и большая часть спонсорских денег, и права на телетрансляции, и доходы от продажи билетов, и многие сильные мира сего, и что самое главное — рядовой болельщик, а значит и тотальная легитимность, а значит и власть.
С третьей же стороны, очень большой вопрос, стоит ли клубам, в принципе, городить весь этот огород и выдумывать те же яйца, вид в профиль. Ведь изначально, как было сказано выше, UEFA основывалась для выполнения двух конкретных задач: представления интересов Европейского футбола и — второй — организации Кубка Европейских клубов (позже Кубка Европейских Чемпионов). Чувствуете сходства с идеей G14? Лучшие хотели бороться с лучшими, выясняя отношения по Гамбургскому счету. В итоге, это все переросло 3 раунда квалификации, 8 групп по 4 команды и плей-офф.
Сегодня Ули Хенесс рассуждает о создании единой лиги для грандов. Предположим, чудо свершилось. Тогда, наверняка, будет создан какой-нибудь Совет (Ассоциация, Орган, Комитет) для управления этой Лигой. Потом этот совет захочет расширить зону влияния, заработать дополнительных денег, и будет создана вторая лига для команд второго эшелона (что вполне логично, ведь и на условные Тоттенхэм — Атлетико найдется свой зритель, причем, наверняка не один). Чтобы повысить конкуренцию и мотивацию клубов введут вылет в низшую и выход в высшую лиги (для поддержания, так сказать, спортивного интереса). Для этого будет создан отдельный орган, а вместе с ним и еще один — над этими двумя органами. Его возглавит какой-нибудь Зидан и придумает свой «Путь Чемпиона», чтобы условный АПОЭЛ смог забраться хоть и не на верхушку первой лиги, но хотя бы в ее середину. А он должен туда забраться, потому что «футбол — это игра для всех, игра народа». Сам-то Зидан, к слову, не из Ротшильдов! И дальше все как проходили.
Спираль истории пронизывает всю нашу жизнь, а так как футбол — ее маленькая проекция, то и он развивается кругами. Сегодняшние мытарства Клаттенбурга в матче Челси — МЮ, наверняка, напомнили всем, что в футболе полно куда более реальных проблем, чем создание новых структур, поэтому имеет смысл задуматься о реформации или реорганизации не исполнительного органа, решающего задачи, а самих задач, ему вмененных. Иначе так мы и будем с периодичностью раз в полвека изобретать колесо в попытках подняться в небо.
Что почитать?
- Walters, G & Hamil, S. (2011) Corporate Governance and the Regulation of Sport in Trenberth, L. & Hassan, D. (2011) Managing Sport Business: An introduction. Oxford: Routledge. Chapter 5
- Vrooman, J. (July 2007). “Theory of the Beautiful Game: the Unification of European Football”. Scottish Journal of Political Economy. Vol. 54., No. 3. Pages 314-354
Источник sports.ru