Среда обучения

Среда обучения

Людей для работы в спортивном бизнесе в России начали специально готовить менее 15 лет назад. Говорить об успехах отрасли еще рано – слишком мал поток выпускников, слишком по-старому еще устроена экономика нашего спорта. Но система образования меняется на глазах. Мы решили взглянуть на нее внимательно и определить, с какими проблемами приходится сталкиваться преподавателям и выпускникам. А главное – попытаться оценить перспективы развития.

О том, что управлять экономикой в спорте – отдельная профессия, задумались достаточно давно. И что бывшие спортсмены далеко не всегда годятся на роли управляющих, тоже стало понятно далеко не вчера. «Будучи хорошими футболистами, выступая много лет в высшей лиге, а затем став руководителями, добиться чего-то смогли лишь трое: Николай Толстых, Валерий Филатов и Александр Тукманов, – считает Владимир Леднев, руководитель программы «Спортивный менеджмент» МФПУ «Синергия». – Путь из спорта в профессиональные спортивные менеджеры мало кому удается пройти. Во-первых, это другая профессия, а во-вторых, ей раньше никто не учил».

Первыми учить взялись в государственных спортивных вузах. И сейчас Министерство спорта охотно рапортует о тысячах выпускников физкультурных институтов, академий и университетов, посвятивших себя изучению спор- тивного бизнеса.

Частный образовательный сектор к озвученным цифрам относится скептически, полагая, что в основе такого рода подготовки должны лежать экономические, а не спортивные знания. И преподавать специальные предметы должны не только теоретики, но и ведущие практики индустрии. А спортивные вузы должны готовить тренеров и педагогов-физкультурников.

В государственных институтах не соглашаются, резонно замечая, что в спорте есть немало своих тонкостей и управление спортом – это не менеджмент «вообще», а очень специфическая область, требующая глубоких знаний и представлений. «Частники» и «экономисты» не спорят, а стараются перестраивать и переналаживать свои программы, прививая студентам интерес к спорту и договариваясь о сотрудничестве с федерациями, клубами и лигами. При этом нередко случа- ется, что одни и те же люди пооче- редно с выступлениями посещают занятия в нескольких московских университетах.

Но при всем нашем отставании от Запада уже сейчас абитуриентам доступно большое разнообразие программ – для получения как первого высшего, так и дополнительного образования. Получили заметное распространение краткосрочные курсы повышения квалификации, семинары, активно внедряется дистанционное обучение. А поскольку получить специальность в спортивном бизнесе чаще всего можно только за деньги, между вузами уже намечается некоторая конкуренция. Впрочем, это справедливо пока только в отношении Москвы. Другие регионы просыпаются медленно, и даже в Петербурге, в Университете имени Лесгафта, могут похвастаться лишь сотней-другой выпускниковменеджеров. Неудивительно, что конкуренцию отечественным институтам в первую очередь состав- ляют зарубежные.

«Конкуренция, конечно, есть, – признает генеральный директор Российского международного олимпийского университета, профессор Лев Белоусов. – Во всем мире сейчас существует около 500 образовательных программ спортивного менеджмента в университетах и бизнес-школах США, Европы и Азии. Есть также признанные Международным олимпийским комитетом центры олимпийских исследований – их около тридцати. Но университета, который готовил бы управленцев в спорте на базе олимпийской тематики, еще не было. Специфика РМОУ в том, что мы преподаем спортивный менеджмент на основе олимпийского опыта. Мы трансформируем его в образовательные программы, нигде в мире подобного нет. Конечно, сотрудничаем с рядом европейских и российских учебных заведений, где преподается спортивный менеджмент на вы- соком уровне, и планируем продол- жить работу в этом направлении. Но в первую очередь нас интере- суют конкретные эксперты. Если говорить об отечественных пре- подавателях, то это специалисты из МГИМО, МГУ, МФПУ. Среди иностранных коллег, работающих у нас, могу назвать Яна Хендри, главу Центра олимпийских иссле- дований университета Лафборо, профессора Грэма Фейна, декана университета Капилано в Ванкуве- ре, Фернандо Пенью, руководителя Центра олимпийских исследований университета Барселоны, Робера Каспара, декана факультета спор- тивного менеджмента австрийско- го университета Куфштайна, Пао- ло Беллино, который возглавлял оргкомитет туринской Олимпиады, и других».

Основанная в 2000 году Российская академия менеджмента (RMA) идет по немного другому пути, привлекая к процессу обучения максимальное число практиков и встраивая в программу ознакомительные стажировки в ведущих европейских и мировых спортивных организациях. Клубы НХЛ, Английской премьерлиги и испанской Примеры – вот лишь небольшой перечень доступных студентам RMA примеров для изучения. Не обходят они своим вниманием и отечественных представителей спорта, с которыми на- лажены партнерские отношения: футбольными ЦСКА, «Спарта- ком», «Динамо» и «Локомоти- вом», баскетбольным и хоккейным ЦСКА, Оргкомитетом Сочи-2014 и так далее.

«Мы недавно побывали в Англии, где посетили местные институты спортивного менеджмента, – говорит Игорь Колесов, возглавляющий в RMA спортивное направление. – Конечно, нам сложно сравниться с ними по материально-технической базе, но что касается кейсовых программ – мы не отстаем. Мы делаем наши обучающие программы эффективными и адаптированными к российским современным условиям. Англичане были искренне удивлены количеством и качеством стажировок, которые мы организуем для наших студентов. Но особенно они были удивлены тем, что нам удается выстраивать взаимоотношения с профессиональными английскими клубами лучше, чем самим англичанам».

Максим Тимошкин, заместитель руководителя факультета менеджмента в спортивной индустрии, подчеркивает, что стажировки, помимо собственно образовательной, выполняют и другие важнейшие функции: будущие специалисты могут не только подкорректировать свое представление о месте в спортивном бизнесе, но и завести знакомства, полезные в будущей карьере: «Многие наши студенты после завершения учебы планируют посвятить профес- сиональную деятельность работе в спортивных структурах, феде- рациях. Логично, что именно на спортивных мероприятиях уровня хоккейного Кубка Первого канала у них есть реальный шанс поближе познакомиться с людьми из этих федераций».

Московский финансово-промышленный университет не практикует стажировки для своих студентов, тем более платные. Гораздо полезнее, по мнению руководства, начать с приобретения базового опыта, работая на крупных сорев- нованиях в качестве волонтеров.

«Волонтерство – наш конек, который мы уже неплохо освоили, – говорит Владимир Леднев. – Мы не заставляем студентов, но подвигаем их к этому, потому что, будучи волонтерами, они узнают профессию, приобретают практические навыки, видят изнутри всю кухню. Возможно, кто-то из них поймет, что выбранная профессия не его и из нее нужно уходить. Но такого рода деятельность – самый близкий путь к работодателю. Тебя могут заме- тить и пригласить на работу.

Владимир Леднев оценивает примерную потребность спортивного рынка в специалистах в 100 тысяч человек. «Никто не может точно сказать, сколько именно у нас в стране спортивных организаций. По нашим скромным подсчетам, порядка 20–25 тысяч. Это клубы – профессиональные и любительские, оздоровительные клубы, юношеские школы, лиги – причем не обязательно профес- сиональные, федерации по видам спорта – в том числе региональные. Если мы откроем стратегию разви- тия физкультуры и спорта в России, то увидим, что к 2020 году 40 про- центов населения должны регуляр- но заниматься спортом. Значит, потребуется много спортивных со- оружений, и на каждом из них ну- жен хотя бы один человек, имею- щий менеджерское образование. При нынешних темпах развития образования мы еще тысячу лет бу- дем их готовить».

Разумеется, должности в клубах, федерациях и на стадионах кто-то занимает и сейчас. Прискорбно, что выпускников-профессионалов неохотно берут на работу, но отрадно, что начинается и некое встречное движение: своих сотрудников становится модно и престижно доучивать и переучивать. Данный сегмент рынка готовы охватить многие учебные заведения, предлагая краткосрочные программы повышения квалификации. Особенно актуальными они выглядят в свете грядущих многочисленных соревнований мирового уровня, которые пройдут в Рос- сии в ближайшие годы.

«В настоящий момент основной задачей нашего университета является подготовка кадров для Оргкомитета Сочи-2014, Олимпстроя, для администрации города Сочи, то есть для будущих Олимпийских игр, – подтверждает генеральный директор РМОУ Лев Белоусов. – Работа ведется уже более полутора лет. За этот период по разным образовательным программам университета прошли обучение около 800 человек. В 2012 году мы запустили новые краткосрочные 70-часовые программы повышения квалификации для руководителей спорта: по спортивному менеджменту, маркетингу, управлению спортивными объектами, формированию безбарьерной среды, спортивному праву и безопасности в спорте. Кроме того, в Сочи мы проводим цикл семинаров «Олим- пийское гостеприимство».

На краткосрочные курсы ориентируются пока и в МГУ. «Наша программа рассчитана на 72 часа формата допподготовки, по окончании которой мы выдаем сертификат МГУ гособразца о повышении квалификации, – рассказывает Вадим Маршев, руководитель направления «Спортивный менеджмент» Московского государственного университета. – Программа у нас молодая – с весны 2011 года прошел всего третий набор. И слушателей пока мало – по 8–12 человек. Для нас такая программа – своего рода стартап. Конкурса на эти места пока нет».

Как правило, получить образование в сфере спортивного менеджмента можно только за деньги. Однако ряд вузов выделяют места для бесплатного образования. В случае с МФПУ эти места называются целевыми и оплачиваются партнерами, в Высшей школе спортивной индустрии Академии имени Плеханова за таких студентов платит бюджет. И чтобы попасть на них, нужно выдержать огромный конкурс. «В наш последний набор было 312 заявлений на 22 места, – говорит Михаил Иоффе, заведующий кафедрой спортивного маркетинга ВШСИ. – Для всех остальных обучение на бакалавриате стоит 200 тысяч рублей в год. Причем для всех факультетов нашего вуза рас- ценки единые».

МФПУ и ВШСИ – из числа тех заведений, где можно подобрать себе программу по вкусу и потребностям. Но и эти вузы не стоят на месте и стараются двигаться вглубь.

«Сейчас мы создаем совершенно новое направление – организация системы безопасности при проведении спортивно-массовых и зрелищных мероприятий, – делится Михаил Иоффе. – Такой предмет совершенно нигде не известен, и ему никто в настоящий момент не уделяет внимания. Обычно все помещается в два часа в рамках преподавания спортивного ме- неджмента. Мы формируем корпус менеджеров, занимающихся про- блемами безопасности».

Необходимость дальнейшей специализации давно осознали и в МФПУ «Синергия». Здесь, кстати, на бесплатные для студентов места конкурс еще выше – до 20 человек на место. Но и стоимость обучения для остальных ниже, чем в Плехановском университете.

«Мы считаем, что подготовка спортивных менеджеров – это как подготовка медиков «вообще», – поясняет Владимир Леднев. – У нас и менеджеров «вообще» сейчас еще нет, но мы уже вводим дальнейшую специализацию. Потому что между менеджментом и маркетингом, например, разница, как между Венерой и Сатурном. У нас есть уникальная программа «Менеджер оздоровительного спортивного клуба», фитнес-клуба. Программа предназначена для бизнес-среды. И поскольку на такую программу приходит человек, который свой клуб или даже сеть уже создал, но хочет свой бизнес дальше развивать, это накладывает определенные обязательства на тех, кто программу предлагает. Нужна глубокая подготовка. На следующий год мы предлагаем уже четвертую программу – «Менеджмент в индустрии смешанных единоборств». И уже достаточно серьезно рассматриваем такое направление, как киберспорт. Мы внимательно анализируем все, что есть в мире, на рынке, и постепенно вводим специализацию. Либо функциональную – маркетинг, либо отрасле- вую – фитнес-индустрия».

Одна из специфических трудностей – практически полное отсутствие учебных пособий. Каждый выходит из создавшегося положения по-своему. Кто-то просто переводит зарубежные учебники, кто-то издает собственную литературу, но опять-таки на основе западного опыта – например, выпущенную петербургским Университетом имени Лесгафта книгу «Менеджмент в профессиональном хоккее». Государственная Волгоградская физкультурная академия, например, периодически публикует собственные материалы. Но чаще всего потенциальные авторы пособий не имеют доступа к данным, необходимым для анализа ситуации в российском спортивном бизнесе: клубные бюджеты закрыты, зарплаты спортсменов скрываются, а доходы спортсооружений обеспечиваются не продажей зрителям закусок и атрибутики, а поддержкой из бюджетов и поступлениями от организаторов соревнований, которые чаще всего ограничивают- ся арендной платой.

«Мы учебники для своих программ готовим сами, – говорит Владимир Леднев. –Если вы говорите о спортивном маркетинге в России, чтобы я, будучи в Тюмени, например, мог из этого что-то сделать, то рассказ американского профессора будет неинтере- сен. Нужны примеры – собственные, понятные. Нужны цифры.

А где у нас спортивная статистика? Где цифры? Как я напишу учебник по экономике клуба, если не могу показать данные по бюджету? Вы можете, общаясь со студентами в аудитории, ссылаться на метод экспертной оценки. Но если пишете учебник, каждую цифру вы должны подтвердить, на каждую предоставить сноску. А переводные книжки полезны только как дополнение, потому что написаны не про нас. В России за последние годы издано с десяток учебников русских авторов. Но первые были из серии: бизнес-план спортивной организации – и там просто бизнес-план. Бюджет спортивной организации – и там просто бюджет. Но я считаю, что такие книги лучше не издавать. Это бессмысленно. И есть с пяток книг, где люди пытались представить реальное положение, но они попадали в ту же ситуацию, что и мы: им надо бы показать реальные цифры, а приходится говорить о развитии инду- стрии спорта за рубежом».

Простой перенос опыта из-за рубежа на российскую почву имел бы смысл, будь наша экономика хоть немного ближе по своему устройству к западной. Но, как ни странно, недостаток квалифицированных менеджеров в области спорта – не только российская проблема: «На Западе происходит примерно то же самое, – уверяет Михаил Иоффе, – поскольку и там тоже в последнее время никто не хочет учиться по-настоящему. И клубы, и федерации, и спортивные сооружения предпочитают закупать готовых менеджеров со стороны, из бизнес-структур».

Грань перехода из статуса дипломированного выпускника в положение сотрудника индустрии зачастую и оказывается переломной. По приблизительным подсчетам, найти работу по специальности удается лишь каждому четвертому вчерашнему студенту. Воспользоваться же своими, прямо скажем, дорого- стоящими знаниями – и того меньшему числу. Эксперты, не сговари- ваясь, связывают это со слишком большой долей государства в рос- сийском спорте, которая совсем не вынуждает владельцев клубов и стадионов стремиться к экономи- ческой независимости. «Отдельные функции спортивного менеджмен- та у нас умеют выполнять, осо- бенно функции администрирова- ния, – констатировал в недавнем интервью Вадим Маршев. – Но сей- час работа оказывается очень невы- сокого качества. Скорее всего, это связано с тем, что спорт у нас почти полностью находится под государ- ством. И люди потенциально твор- ческие и активные превратились постепенно в тихих исполнителей, которые на предложения что-то из- менить отвечают: а оно тебе надо? У нас сейчас нет творчества, креа- тивности и среды для проявления подобных качеств».

Формированием такой среды в том числе и занимаются сейчас те, кто развивает спортивное бизнес-образование в России. Рано или поздно неизбежно замещение нынешнего управленческого состава людьми другого уровня подготовки и с совершенно иным, чем было принято ранее, взглядом на жизнь и экономику. В противном случае все усилия по продвижению образовательных программ были бы бессмысленны.

«Я надеюсь, что люди в спорте рано или поздно поймут, что это правило хорошего тона – всегда, во всех сферах периодически повышать свою квалификацию, – заключает Владимир Леднев. –Мы начинали развивать направление спортивного менеджмента в обучении с 1998 года. Идея у меня родилась еще в 92-м, но в тот момент я подумал, что еще совсем рано. А в 98-м казалось, что уже пора, потому что появилось в российском спорте что-то от западной индустрии спорта. Но если вы сейчас спросите, готова ли среда, созрела ли, – я скажу, что по-прежнему, к сожалению, еще не готова полностью».

Программы дополнительного образования

 

 

ВУЗ

МФПУ

RMA

MBS

МГИМО

Начало программы

 

2004 г.

 

2006 г.

Срок обучения

1 год

1 год

2 года

1 год

Стоимость обучения

60-150 тыс. руб.

190 тыс. руб.

199-349 тыс. руб.

234 тыс. руб.

Выпуск (в год)

150-200 чел.

100 чел.

 

 

Стажировки

На соревнованиях в Москве

Зарубежные, от 90 тыс. руб.

 

 

Форма обучения

Вечерняя и очно-заочная

Вечерняя

Заочная с двумя сессиями

Вечерняя и очно-заочная

Условием поступления на все программы является наличие высшего образования.

 

Программы по подготовке специалистов и бакалавров

ВУЗ

МФПУ

ВШСИ

МЭСИ

РГУФК

НГУФК

Начало программы

1998 г.

2009 г.

1998 г.

2010 г.

2001 г.

Срок обучения

4 года

4 года

4 года

4 года

4 года

Стоимость обучения (в год)

80-90 тыс. руб.

200 тыс. руб.

100 тыс. руб.

48-90 тыс. руб.

От 60 тыс. руб.

Выпуск (в год)

100-150

22

70

25

 

Программы повышения квалификации

ВУЗ

Программа

Срок обучения

Стоимость

МФПУ

Менеджмент спортивно- оздоровительного клуба

4 мес.

34 тыс. руб.

РМОУ

Менеджмент, маркетинг, управление объектами и др.

70 ч

15-30 тыс. руб.

ВШСИ

Индивидуальные, по заказу организаций

 

 

МГУ

Спортивный менеджмент

72 ч

25 тыс. руб.

 

Управление и эксплуата­

 

 

РАСС

ция спортивных сооруже-

72 ч

Обсуждается

 

ний, выездные семинары

 

 

ДСДО

Система спортивного ди­станционного обучения. Менеджмент спортзалов и клубов

75 ч

8-10 тыс. руб.

 

МФПУ – Московский финансовопромышленный университет «Синергия»

RMA – Russian Management Academy при Государственном университете управления

MBS – Moscow Business School (Московская школа бизнеса)

МГИМО – Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

ВШСИ – Высшая школа спортивной индустрии Российской экономической академии им. Плеханова

МЭСИ – Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

РГУФК – Российский государственный университет физической кульуры, спорта, молодежи и туризма

НГУФК – Национальный государственный университет физической культуры, cпорта и здоровья имени Лесгафта (Санкт-Петербург)

РМОУ – Российский международный олимпийский университет

МГУ – Московский государственный университет

РАСС – Российская ассоциация спортивных сооружений

ДСДО – Дирекция спортивного дистанционного обучения