Игрок как нематериальный актив…или всё же нет?
Современный мир стремительно меняется. На повседневную жизнь колоссальное влияние оказывает погоня за прибылью. То, что когда то было хобби, стало машиной по зарабатыванию денег. Именно такой путь прошёл футбол и почти все остальные виды спорта. Глобализация ускорила процесс становления спорта как индустрии, стерев границы между странами и укрепив связи. Увеличилось число международных матчей, прямые иностранные инвестиции стали обыденностью, а чемпионаты мира, Европы или Копа Америка стали оказывать существенное влияние на экономику.
Вместе с этим возникло множество вопросов к бухгалтерскому учёту и раскрытию финансовой информации. На повестке дня появилась финансовая стабильность клубов и оценка контрактов футболистов, а отчёт о прибылях и убытках вышел на ведущие роли в процессе лицензирования клубов УЕФА.
Чтобы относиться к национальной футбольной федерации и иметь право участвовать в международных соревнованиях, каждый клуб должен получить лицензию и соответствовать ряду требований. Эти требования перечислены в правилах лицензирования и финансового фейр-плей УЕФА и интегрированы с правилами местных ассоциаций. Мониторинг выполнения требований проводится ежегодно. Они объединены в 5 групп: спортивный критерий, инфраструктурный, административный, правовой и финансовый. Последний в наши дни привлекает всё больше внимания.
Во-первых, клубы должны принять международные стандарты финансовой отчётности (МСФО). Россия перешла на МСФО с этого года. Аудированную финансовую отчётность клубы передают организации, осуществляющей лицензирование.
Ещё один момент, заставляющий обратить внимание – управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Просроченной задолженности у футбольных клубов не бывает, и такие случаи вызывают более суровые последствия, чем у обычных компаний: рассмотрение дела в суде, запрет на осуществление трансферов, лишение очков, штрафы, колоссальные компенсации, отправка в низший дивизион и, в худшем случае, лишение лицензии.
Бренд футбольного клуба является одним из главных его активов, ведь он привлекает болельщиков и спонсоров. Вовлечение в скандалы сильно бьёт по имиджу клуба, что сказывается на финансовых показателях. Так что задача менеджмента – создать такой бренд, который сможет достаточно инвестиций. Иными словами, футбол уже давно не является просто спортом. Это бизнес.
Самый важный элемент футбольного клуба – игроки, потому что без них он не может участвовать в соревнованиях и вообще вести деятельность. Однако они не могут считаться активами в бухгалтерском балансе, потому что никто не может владеть правами собственности на человека; то же самое относится и к контракту. Впрочем, право использования игрока вытекает из контракта, и они могут считаться нематериальным активом, потому что клуб получает возможность использовать игрока на соревнованиях. Вообще, HR-менеджмент в спорте имеет огромное влияние на финансовое положение клубов.
Существуют три типа игроков: приобретённые на трансферном рынке, пришедшие как свободный агенты и выходцы из клубной академии.
Оценка игрока – очень сложный процесс, потому что не бывает двух одинаковых игроков (даже если они близнецы и играют на одной позиции). В случае осуществления трансфера можно точно оценить стоимость актива – сумма компенсации, перечисленной другому клубу за игрока и сопутствующие расходы.
Раз права на игрока являются нематериальным активом, в течение срока их полезного использования (срока действия контракта, по новым правилам – не более 5 лет) должна начисляться амортизация. Стоимость актива может быть снижена из-за травм, конфликтов и неудачных выступлений, но клуб должен располагать сравнительной стоимостью и серьёзными обоснованиями.
Трансферный рынок характеризуется высокой степенью асимметрии информации. Клуб может заплатить огромные деньги за игрока, вносящего разлад в атмосферу в команде. И обратный пример, можно за скромную сумму купить таланта, который сыграется с командой и даст синергетический эффект. На его перепродаже можно в будущем заработать.
Деликатный вопрос связан с истечением срока контракта. До дела Босмана игроки были практически закреплены за клубами. Теперь игрок становится свободным агентом, а его остаточная стоимость в момент истечения контракта становится равной нулю. Игроки могут вести переговоры в течение последних 6 месяцев его действия и покинуть клуб бесплатно. Таким образом, свободные агенты имеют более сильную позицию при переговорах о зарплате и бонусах.
Более того, непонятно, как оценивать стоимость таких активов, сравнительные методы здесь не работают. Возможен вариант с подъёмными (сумма, выплачиваемая игроку в момент подписания контракта) и их списыванием в течение контракта. Но это спорный вопрос, и в таком случае свободные агенты не могут считаться нематериальными активами, если нет основания для оценки их стоимости.
Третий тип футболистов – выходцы из клубной академии. Её работа занимает видное место в требованиях УЕФА к лицензированию. Кроме того, клубы должны иметь скаутинговую систему и стратегию развития игроков. Что касается самих игроков, то они также не могут считаться активами, поскольку а) слишком молодые игроки не могут иметь профессиональных контрактов; б) отсутствие механизма контроля (игрок не обязан подписывать любые соглашения); в) молодые игроки не приносят экономическую выгоду клубу в силу своего статуса. Академия скорее потребляет ресурсы. Если игроки подписывают профессиональный контракт, их статус поменяется, они будут зарегистрированы в федерации, а с точки зрения бухгалтерского учёта станут эквивалентны свободным агентам. Впрочем, разница между молодыми и опытными свободными агентами колоссальная.
Так или иначе, формирование состава теперь в гораздо меньшей степени диктуется спортивными потребностями клуба. Своё весомое мнение высказывает финансовый директор. Игроки и болельщики уступили своё место на авансцене интересам инвесторов. Точно можно сказать, что успех клуба будет зависеть от управления человеческими ресурсами.
Автор Андрей Воронов