В 2014-2016 гг. за счет средств инвесторов в Москве планируется построить 38 объектов физической культуры и спорта, рассказал представитель столичного стройкомплекса, пишут «Ведомости». Общая площадь этих объектов составит около 738 660 кв. м.
Инвесторы заинтересованы не только в строительстве крупных стадионов, как, например, недавно введенный в эксплуатацию «Спартак» в Тушине, но и в строительстве спортивных залов, фитнес-клубов, говорит заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин. Он отмечает нехарактерную тенденцию: все участки (под спортивные объекты), которые выставляются на торги, продаются, и продаются зачастую с дополнительным увеличением стоимости.
ООО «МТК «Барс» недавно выиграло права на строительство двух физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) с бассейнами в Новокосине, заплатив на аукционе по 40 млн руб. Компания должна построить два спортивных объекта по 4400 кв. м каждый. Управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев оценивает инвестиции в каждый из них по $17 млн. С социальной точки зрения такие проекты востребованы — если грамотно рассчитывать экономику, они вполне окупаемы, рассказывает гендиректор МТК «Барс» Александр Шляпин (его компания управляет также фитнес-клубом FitForm). Помимо спортивной составляющей он собирается создать и инфраструктуру: косметологические услуги, общепит, сопутствующую торговлю. В прошлом году все 11 участков, выставлявшихся на торги под строительство ФОКов, были реализованы, отмечает представитель Тендерного комитета Москвы. В этом году проданы права на строительство пяти и еще 12 выставлены на торги.
Часть спортивных объектов Москва получает, например, в составе многофункциональных комплексов — это фитнес-центры, гимнастические залы и т. д. Также их возводят инвесторы в качестве социальных обязательств при строительстве масштабных жилых комплексов. «В жилом комплексе Середнево в 9 км по Киевскому шоссе мы планируем построить спортивное ядро с ФОКом на 3800 кв. м, инвестиции — 300 млн руб.», — говорит представитель девелоперской компании «Мортон». Правительство Москвы жестче следит за соблюдением норм при застройке участков, в том числе по возведению социальных объектов, указывает Юлия Никуличева, начальник отдела стратегического консалтинга компании JLL. «По уточненным строительным нормам и правилам выросли нормы по обеспеченности районов застройки спортивными объектами, — продолжает она. — Поэтому сейчас мы наблюдаем не столько рост интереса инвесторов к строительству спортивных объектов, сколько выполнение ими обязательных требований города. Согласно нашим исследованиям, для многих покупателей наличие в районе фитнес-центра и бассейна является важным фактором при покупке — это повышает привлекательность жилья в проекте».
Однако основной объем ввода спортивных объектов Москве обеспечат крупные инвесторы. К 2018 г. будет построено как минимум четыре больших стадиона — «Открытие арена» («Спартак», сдан на прошлой неделе, его строительство финансировал Леонид Федун), «Лужники» (реконструкцию проводит Москва за счет бюджета города), «Динамо» (в рамках проекта «ВТБ арена парк») и «Торпедо» (инвестор — ОПИНi). Сам по себе стадион — история малоэффективная с точки зрения получения постоянного дохода, говорит вице-президент ФК «Спартак» (Москва) Наиль Измайлов. Количество проводимых футбольных матчей исчисляется несколькими десятками. Именно поэтому, продолжает он, и строится универсально-спортивный зал — многофункциональный зал-трансформер, где планируется проводить около 200 мероприятий в год: концерты, спортивные и культурные мероприятия. Только так можно зарабатывать деньги и окупить крупный спортивный объект — такой, как стадион «Спартак», отмечает Измайлов: это универсальная бизнес-стратегия для любой страны.
Стадионы и объекты спортивной инфраструктуры достаточно сложны для инвестора, соглашается Марина Смирнова, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма С&W. Основной источник дохода — аренда поля для проведения соревнований (если играет «не своя» команда или проводятся концерты, например), продажа входных билетов, продажа абонементов в VIP-ложи, продажа дополнительных услуг — питания, сувениров, рекламы. Деятельность стадионов существенно зависит от опыта управляющей компании, задача которой — привлечь бизнес и управление расходной частью в плане ее оптимизации. Они все будут претендовать на одни и те же мероприятия — соревнования и проведение концертов. И если не считать игры «своих» клубов, будут делить один и тот же «пирог» спроса, отмечает Смирнова. «ВТБ арена» пошла немного другим путем. По ее финансовой модели основу доходной части проекта составят продажа апартаментов, аренда площадей, эксплуатация, управление объектами, в том числе спортивно-развлекательным комплексом, говорит ее представитель. Одной из основных статей дохода станет и реализация титульных прав: речь о правах на название всего проекта (принадлежат ВТБ) и правах на название новой многофункциональной арены.