Работа круглый год, правильное оборудование и сотрудничество с государством стали главными темами бизнес-завтрака СБК «Горнолыжные комплексы: инвестиции, эксплуатация, маркетинг»
Полноценная зима пришла в Москву по расписанию. Первый большой снегопад накрыл столицу аккурат в день бизнес-завтрака СБК, посвященного развитию горнолыжной индустрии. Учитывая, что местом проведения был выбран фудкорт Mosmarket у станции «Лужники» погружение в тему получилось максимальным.«Это мы специально включили снежные пушки, чтобы создать нужное настроения», – пошутила, открывая панельную дискуссию, директор по развитию СБК Александра Савраева.
Спикеры
Григорий Ботвинин, начальник коммерческого управления горно-туристического центра «Газпром»
Дмитрий Зобов, коммерческий директор спортивного парка «Волен»
Евгений Казаков, заместитель генерального директора «Доппельмайр Раша»
Дмитрий Свищев, депутат Госдумы, председатель попечительского совета по вопросам реконструкции спортивно-туристического комплекса «Воробьевы горы»
Владислав Субботин, исполнительный директор Союза горнолыжной индустрии, директор департамента по экспертно-аналитической работе «Курортов Северного Кавказа»
Илья Сухарников, директор EY по услугам компаниям сектора недвижимости, туристической и развлекательной индустрий, инфраструктуры и государственного сектора
Анна Ударцева, генеральный директор горнолыжного комплекса «Каскад» (Шерегеш)
Городской курорт
На правах условного хозяина площадки первым выступил Дмитрий Свищев. Новая канатная дорога, соединившая «Лужники», набережную на другой стороне Москва-реки и вершину Воробьевых гор, – это первая часть реконструкции спортивно-туристического комплекса «Воробьевы горы», которую и курирует Свищев.
«Многие из присутствующих в зале мечтали об этой дороге десятилетия, но не все принимали проект положительно, – признался Дмитрий, – однако он состоялся. Строительство велось на частные деньги, но хотелось бы отметить хорошую связку спортсменов, города и инвесторов. Без первых ничего не было бы возможно, потому что здесь исторически работают детские школы, занимаются тысячи детей. А город принял проект и вложился в инфраструктуру, прежде всего инженерную, ведь склон проблемный, много лет на нем были оползневые движения».
Теперь очередь за строительством новой горнолыжной трассы – она уже готовится и в начале нового года должна принять первые соревнования – и нового трамплина – небольшого, но оборудованного по высшему уровню. Зарабатывать «Воробьевы горы» планируют на туристах, корпоративных мероприятиях и размещении рекламы. А вот дети, обещает Свищев, будут заниматься бесплатно.
«Окупаться проект будет долго, но качественный маркетинг резко улучшает эту экономику. И работа ведется. Ведь это один из самых привлекательных районов города. Знаю, что уже есть большой спрос на рекламу в кабинках канатной дороги, многим компаниям интересны возможности комплекса», – заверил Дмитрий.
И конечно – это направление вообще стало одной из главных тем бизнес-завтрака, – «Воробьевы горы» собираются активно работать и летом: беговые маршруты, велосипедные дорожки и так далее.
Программа роста
Свой пример сотрудничества государства и частных инвесторов представил Владислав Субботин. По его словам, «Курорты Северного Кавказа», государственная компания, строит на склонах всю дорогостоящую горнолыжную инфраструктуру, после чего бизнес занимается развитием коммерческой составляющей: созданием отелей, ресторанов, развлекательных центров.
Сейчас «КСК» управляет тремя курортами: «Архыз», «Эльбрус» и «Ведучи». Первые два существуют еще с советских времен, сейчас на них идет активная модернизация и расширение. Предполагается, что в ближайшие три года протяженность трасс на каждом из них достигнет 25 км. Проектирование новой зоны катания с двумя подъемниками на Эльбрусе уже заложено в федеральный бюджет. А вот в «Ведучи» недавно закончен нулевой этап и пока есть только учебная трасса протяженностью один километр.
По оценке Субботина, государственные инвестиции в развитие горнолыжной индустрии России в ближайшие восемь лет вырастут с ₽14 млрд до ₽51 млрд, а частные – с ₽1,5 млрд до ₽42 млрд. И этому есть объяснение.
«Цифры говорят, что у нас большой потенциал в развитии горнолыжного туризма. Пока мы сильно отстаем от европейских стран. В нашей стране всего 4 млн людей катаются на горных лыжах. Считаю, что мы можем увеличить это число в три раза», – оптимистичен Субботин.
Данные о состоянии отрасли в целом у Субботина максимально достоверные, ведь он – один из активных участников создания концепции развития горнолыжной индустрии России. В 2016 году Союз горнолыжной индустрии предложил правительству страны создать такой документ. Идея получила поддержку, главным исполнителем было назначено Министерство экономического развития. Сейчас на утверждении в правительстве находится уже третья версия, и теперь это «Концепция долгосрочного развития горнолыжного туризма в России».
«Изначально мы планировали охватить все сферы, но аппарат правительства рекомендовал убрать раздел о развитии производства, поскольку этот вопрос будет отражен в стратегии развития спортивной индустрии России, разрабатываемой Минпромом.
Самое важное – предложить правительству меры на поддержку инвесторов (налогообложение, льготы, субсидии по кредитам), эксплуатирующих организаций», – считает эксперт, уточняя, что ни в СССР, ни в России подобных стратегий не было.
Не только катание
Об общих трендах говорил и Илья Сухарников. Он поделился результатами исследования горнолыжного рынка США, проведенного EY.
«Подход к потреблению горнолыжных услуг напомнил нам российскую ситуацию. Например, в Нью-Йорке много высокодоходного населения, но вблизи нет гор. Поэтому основная часть встает на лыжи на небольших курортах в окрестностях, а в горы летит либо на Западное побережье, либо в Европу. Интересная аналогия, так что, возможно, какие-то наблюдения будут актуальны и для нашей страны», – объяснил Илья.
Главные проблемы, который беспокоят американские курорты, – снижение числа горнолыжников и сноубордистов в стране и падение количества визитов на курорты. Речь идет о ядре аудитории – людях, приезжающих минимум на девять дней. Часть старых клиентов отказывается от поездок из-за постоянно растущих цен, а приток молодежи недостаточно велик. В первую очередь это вызвано слишком большим ассортиментом развлечений и неготовностью нового поколения тратить много времени на знакомство с горными лыжами и сноубордом. Но есть и менее очевидная причина: крупные операторы постепенно выдавливают с рынка небольшие курорты, расположенные вблизи городов. А именно там многие будущие любители горных лыж и сноуборда делали свои первые шаги, учились этим видам спорта. Начинать же сразу с долгой и дорогой поездки в горы готовы далеко не все.
«В мире происходят настораживающие изменения, на которые нам стоит обратить внимание, потому что с течением времени мы тоже, скорее всего будем испытывать на себе их воздействие, – считает Сухарников. – Да, с точки зрения возраста туристов трудно провести прямые параллели, а вот сомнения, связанные с доходами, применимы и у нас».
Тревожную статистику привел и Григорий Ботвинин. За последние 10 лет число горнолыжников и сноубордистов, приезжающих в Альпы, снизилось на 14%, сообщил он со ссылкой на Financial Times.
«Планируя свою деятельность, я стараюсь придерживаться самого пессимистичного сценария: все плохо, горные лыжи перестанут быть популярными, уровень жизни в стране не растет, а горнолыжный спорт – дорого, – признался Ботвинин. – И еще один фактор: глобальное потепление, которые мы сейчас ощущаем с коллегами из „Розы Хутор“ в ожидании снега, которого пока нет. Хотя в предыдущие годы в начале декабря мы уже открывали не тестовые катания, а полноценный горнолыжный сезон».
Ожидание худшего заставило «Газпром» еще в 2015 году, как только стихла олимпийская эйфория, задуматься о снижении зависимости доходов комплекса от катающихся на склоне. Тем более, что в разгар сезона трассы оказывались переполнены, и добиться скачка прибыли в этом сегменте было уже невозможно.
«Мы поняли, что нам надо развивать дополнительные сервисы, не связанные с катанием, круглогодичные. В этом случае канатная дорога выполняет функцию не аттракциона, а транспортного средства по доставке к этим аттракционам», – сказал Григорий.
С тех пор на территории «Газпрома» появились семейный парк с хаски, оленья ферма, совариум, новые бассейны, выставка горнолыжного оборудования, топиари-парк «Зеленая планета», баня с панорамным остеклением… Большинство этих объектов находятся в верхней части Красной Поляны, а что-то поднимается по мере получения известности, потому что главная цель – загрузить канатные дороги в межсезонье.
«Все эти истории помогают нам не только зарабатывать деньги за счет реализации этих услуг, но и в первую очередь прокачивать комплекс канатных дорог, потому что ко всем эти активностям нужно подняться, – объяснил Ботвинин. – Стараемся расти за счет тех, кого катающиеся называют „пальтошниками“. Но разводим эти аудитории, чтобы они друг другу не мешали. Все отвечает главной задаче – максимизировать доход от канатных дорог вне зависимости от того, будет ли расти число горнолыжников в нашей стране».
Факторы успеха
Успехами своего курорта поделилась Анна Ударцева. «Каскад» – ключевой оператор и инвестор Шерегеша, управляющий примерно 30 км трасс.
«Мы – редкий и успешным пример, когда инфраструктурные объекты (в первую очередь подъемники) построены на частные инвестиции и работают в безубыточном режиме. Заемные средства полностью отсутствуют», – отметила Анна.
«Каскад» планирует в ближайшее время вложить в курорт около ₽1,5 млрд. При этом выручка компании растет даже в годы строительства новых подъемников. Но абсолютные показатели компания пока не публикует.
Ударцева выделила основные факторы успешного развития. В первую очередь это как раз модернизация канатных дорог. «Каскаду» в 2016–2018 годах замена одного старого подъемника и строительство одного нового увеличили производительность более чем на 2700 человек в час. Второй фактор – введение на курорте единого ски-пасса. В Шерегеше процесс пока идет туго: контролирующий две трети подъемников и трасс «Каскад» идею продвигает, но более мелкие компании не спешат с ней соглашаться. И третье – это выбор оптимального по соотношению «цена – качество» оборудования и его грамотное обслуживание в вечернее время, когда подъемники уже не используются туристами.
Позицию небольших комплексов представил Дмитрий Зобов. По его определению «Волен» – это курорт выходного дня, стартовая площадка перед поездкой в горы. То есть как раз тот источник клиентов для больших курортов, о которых много говорилось в исследовании EY. Парк за сезон посещает порядка 410 тыс. человек, а средний чек на одного гостя – чуть больше ₽800. Годовой оборот компании – около ₽350 мн.
«Доходность у нас скромная, – признался Зобов, – но мы окупаемся. Главная сложность – зимой заработать так, чтобы хватило на весь год и на инвестиции в развитие парка. Пока получается что в сезон, работая на пределе своих возможностей, мы в плюсе, а в остальное время тратим. Поэтому точка роста – исключительно межсезонье, когда мы оказываемся в дикой конкуренции со всеми подмосковными домами отдыха».
Так что основная цель «Волена» сейчас – развитие летних активностей. В первую очередь тех, что связаны с пребыванием на открытом воздухе: квадроциклы, багги, пейтнбол, лазертаг…
Полеты наяву
Объединяют горнолыжные курорты любого размера подъемники, канатные дороги. О том, как можно уменьшить расходы на их строительство и содержание, рассказал Евгений Казаков из российского отделение Doppelmayr. Оборудование этой компании работает на подавляющем большинстве трасс в стране, хотя занимается она не только горными лыжами, но и городским канатным транспортом, и грузовыми системами. Например, в это году были сданы подземная беспилотная система между терминалами аэропорта «Шереметьево» и канатная дорога на ВДНХ. Но еще важнее, что с 2014 года она делает дороги под ключ – начиная от проектирования и прохождения Главгосэкспертизы и заканчивая пусконаладкой. Оборот «Доппельмайр Раша» в последнее время – ₽2,5-4 млрд в год. Снижать цены позволяет импортозамещение. Если в части высокотехнологичного оборудования оно составляет всего 8%, то в целом по проектам доходит до 30% – за счет использования исключительно российской рабочей силы. А снизить эксплуатационные расходы должна помочь новая серия канатных дорог D-Line. Первую такую линию в стране собираются открыть в 2019 году на сочинском курорте «Роза Хутор»
«Но надо понимать, что каждая дорога рассчитывается индивидуально, под конкретный профиль, конкретную ситуацию, – пояснил Евгений. – Даже если строим в, казалось бы, одинаковых условиях, стоимость всегда будет разной. Складывается же она из проектных работ, непосредственно оборудования и строительства и инженерной защиты территории, которая, к примеру, на Воробьевых горах очень сложная».
Именно близким знакомством с новой канатной дорогой, пусть и другого производителя, завершился бизнес-завтрак СБК. Подъемник Лужники – Воробьевы горы должен был открыться к чемпионату мира по футболу, но в итоге заработал только в конце ноября. Да и то почти сразу встал на обслуживание – по официальной версии, из-за кибератаки. Гости делового завтрака получили возможность прокатиться на канатке в день, когда она была закрыта для широкой публики. Несмотря на отсутствие посетителей, все системы работали штатно. В том числе стрелка на средней станции, где между кабинками, идущими от «Лужников» вклиниваются скамейки для спортсменов. Полет с отличным видом на главный стадион страны обратно оставил яркие впечатления у всех без исключения участников делового завтрака.
Партнеры бизнес-завтрака СБК