45-летний итальянец Роберто Розетти, отработавший уже 16 месяцев на своем посту в России, в эксклюзивном интервью «Известиям» подвел предварительные итоги своей работы, рассказал о зарплате футбольных арбитров и дружбе с Пьерлуиджи Коллиной.
— Вы были прекрасным арбитром, судили финал ЧЕ-2008 года и другие значимые матчи. На ваш взгляд, вы уже успели стать сильным руководителем?
— Как в обычной, так и в профессиональной деятельности я никогда не боялся брать на себя ответственность и принимать твердые решения.
— Ранее вы говорили о том, что средний возраст российских арбитров самый низкий в Европе. Через сколько лет местные арбитры смогут выйти на общемировой уровень?
— Мы находимся на верном пути. Например, 33-летний Сергей Карасев уже в этом году отсудил два матча группового этапа Лиги чемпионов. Также стоит отметить, что в тот период времени, когда я приехал в Россию, шла смена поколений. Арбитры, судившие основные матчи РФПЛ, такие, как: Баскаков, Николай Иванов, Каюмов, Игорь Егоров, трагически погибший Владимир Петтай, Сухина закончили карьеру. Не знаю почему, но в России не было арбитров, которые могли бы их безболезненно заменить. Молодое поколение судей не было подготовлено для больших матчей.
— Получается, что вам пришлось довериться малоопытным арбитрам?
— Я обязан работать с теми судьями, которые имеются в наличии. Понимаете, я не могу приобрести арбитров в супермаркете, я не могу их рекрутировать из другой страны. Футбольное сообщество должно это понимать. В одночасье все изменить невозможно, чтобы вырастить новое поколение, нужно пройти определенный цикл — 3–4 года.
— Звучит как оправдание...
— Я не хочу и не буду искать оправданий. На сегодняшний день есть талантливые молодые арбитры, с которыми надо много работать. Мы должны внимательно следить за судьями, которые работают в ФНЛ, во втором дивизионе. Проводить постоянный мониторинг и селекцию, а лучшие из лучших должны судить матчи РФПЛ.
— Клубы РФПЛ понимают сложность стоящей перед вами задачи?
— Руководители клубов должны это понимать. Так как им самим, чтобы вырастить игрока, необходимо время. Судья так же, как и игрок, должен получить определенный опыт. Чтобы вырасти, арбитру необходимо постоянно совершенствоваться в различных сферах: физическая, теоретическая, психологическая подготовка. Им необходим опыт, который можно приобрести только со временем.
— Когда вы приехали в Россию, говорили, что работаете по 20 часов в день. Сейчас ситуация как-то изменилась?
— Мой рабочий день такой же напряженный, как и раньше. Вся неделя для меня — один сплошной рабочий день. Хочу подчеркнуть, что я постоянно живу в Москве. Семья осталась в Италии, и все свое время я посвящаю работе. Посещаю матчи РФПЛ и ФНЛ, а также выезжаю в регионы, для того чтобы проводить обучающие семинары. Недавно я вернулся из Ярославля, где встречался с местными молодыми судьями. Я работаю не для себя, а на благо российского футбола.
— Во время своих поездок в регионы вы обнаружили что-либо новое?
— Действительно, я посетил много городов: Ростов, Краснодар, Калининград, Ярославль и т.д. Вообще за время моей работы в РФС у меня уже было порядка 20 поездок в регионы России. И там я вижу, что у молодых ребят горят глаза. Они хотят развиваться как личности, как судьи и хотят много работать в этом направлении. Я думаю, что у них богатый потенциал.
— В прошлом сезоне вы говорили, что между судьями РФПЛ и ФНЛ будет происходить ротация. Как в этом плане обстоят дела сейчас?
— В течение этого года в премьер-лиге появились четыре новых главных арбитра из ФНЛ. Игорь Низовцев сейчас получил назначение на очень серьезный матч предстоящего тура — «Терек»–«Динамо». Он сильно в этом году прогрессирует и был назначен на матч не просто так. Это будет его пятый матч в РФПЛ и третий подряд. Сергей Костевич — молодой и перспективный судья. Ему всего 26 лет. У него очень серьезный потенциал. Нам необходимо пристально следить за ним. Также стоит отметить еще двух арбитров, которые дебютировали чуть раньше, а именно в первой половине 2012 года. Это Сергей Иванов из Ростова-на-Дону (на его счету восемь матчей в премьер-лиге, из них семь — в текущем сезоне), Василий Казарцев (на его счету восемь матчей в премьер-лиге, из них шесть — в текущем сезоне).
— Кто из российских арбитров добился наибольшего прогресса?
— Алексей Еськов, несмотря на свой относительно молодой по судейским меркам возраст (34 года), уже часто работает на центральных матчах премьер-лиги. Отдельно хочу сказать о двух более возрастных, чем Еськов, арбитрах — Тимуре Арсланбекове и Александре Егорове, которые провели отличную часть нынешнего чемпионата. Они не являются арбитрами ФИФА и до того, как я приехал в Россию, имели минимальный опыт судейства в премьер-лиге. Сейчас они заслуживают самых лестных оценок. Егоров безупречно отсудил матч «Зенит»–ЦСКА, и мне обидно, что об этом никто в СМИ не говорит во всеуслышание. Все отмечают только ошибки. Есть стандартная европейская практика: чем лучше арбитр судит встречи, тем больше получает назначений в дальнейшем. Арсланбеков, Егоров и Еськов провели по 12 матчей чемпионата, а Безбородов, Карасев и Николаев по 13.
— Зависит ли заработная плата арбитра от количества проведенных матчей или есть определенная месячная ставка?
— На сегодняшний день арбитр никакой месячной зарплаты не получает. Гонорар главного судьи — 90 тыс. рублей за игру в премьер-лиге. Соответственно, чем больше игр ты судишь, тем больше твой заработок. Похоже на профессию журналиста. Если ты хороший журналист, тебе дают больше места в газете, пишешь больше статей и получаешь больше денег, чем журналист, которому такая возможность не предоставлена. Количество игр — это отражение реального судейского рейтинга. После окончания этой части сезона будет проведен тщательный анализ и составлена рейтинговая таблица, на основании которой худшие арбитры премьер-лиги будут переведены в Футбольную национальную лигу. А лучшие судьи ФНЛ получат возможность работать на матчах РФПЛ. Таким образом, ротация арбитров происходит два раза в течение одного сезона.
— Ваше заявление, что «в России нет достаточного количества судей», было сделано на эмоциях?
— Это не было эмоциональным порывом. Это факт. В России около 3,5 тыс. арбитров для сравнения: в Италии 35 тыс. судей, в Германии — 85, в Испании — примерно 45. Разве это не объективный показатель. В России большая территория, но арбитров у нас крайне мало. Однако надо понимать, что это ситуация на сегодняшний момент. И нельзя этим довольствоваться. Мы будем делать все возможное, чтобы количество судей увеличилось.
— Почему так мало молодых людей выбирают профессию судьи?
— Уважение к российским арбитрам минимальное. Это не способствует притоку молодых ребят в профессию. Их будет существенно больше лишь в том случае, если имидж российских арбитров станет положительным. Сейчас мы совместно с судейским комитетом во главе с Николаем Левниковым и советником президента РФС по вопросам судейства Гарсией Арандой разрабатываем стратегический документ по развитию системы судейства в России на ближайшие годы. На сегодняшний день у нас всего две академии арбитров: в Москве и Санкт-Петербурге. Нам же нужны судьи со всей страны. Необходимо создавать школы в регионах, охватить абсолютно всю территорию России, чтобы они обучались по единым стандартам.
— Это нормальная практика, когда в судейском корпусе три руководителя или это российское нововведение?
— В Италии аналогичная система распределения полномочий. Я отвечаю за профессиональных арбитров России, работающих на матчах РФПЛ, ФНЛ и второго дивизиона. Провожу селекцию, занимаюсь назначением арбитров, их обучением. Николай Левников возглавляет судейский комитет. Это законодательный орган в структуре РФС, который определяет стратегию развития судейства на всей территории России. Гарсия Аранда — советник президента РФС по вопросам судейства и инспектирования.
— Ваш друг Пьерлуиджи Коллина занимает аналогичную должность на Украине. Общаетесь со своим соотечественником, делитесь опытом?
— С Коллиной мы находимся на постоянной связи. Нас объединяет очень многое. Мы вместе судили в серии А, потом он стал моим начальником по судейскому корпусу в Италии. Мы обмениваемся опытом, делимся впечатлениями, пытаемся совместно разобраться в каких-то сложных ситуациях. Также мы общаемся на житейские темы. Например, вчера он спросил меня, не стою ли я в многокилометровой пробке между Москвой и Санкт-Петербургом (улыбается).