О необходимости финансового оздоровления российского футбола говорилось давно. Трата денег госкомпаний на дорогостоящих легионеров, клубы как нагрузка на бюджет регионов, бессмысленная «гонка вооружений» с завышением в разы контрактов российских футболистов – всё это раздражает общественность и не сильно способствует футбольному развитию чемпионата. И вот рабочая группа под руководством Сергея Степашина завершила разработку финансового регламента. Его должны изучить и дать свою оценку клубы РФПЛ, а затем исполком РФС. Проект соответствует заявленным государством трендам – сокращение расходов госкомпаний и регионов на такие непрофильные вещи, как содержание профессиональных футбольных клубов. Кроме того, регламент продолжает, а где-то и просто копирует правила финансового фэйр-плей УЕФА.
Безубыточность клубов
Надо сказать, что финансовое регулирование внутренних чемпионатов – явление пока довольно редкое в футболе. В MLS оно введено по тем же принципам, что и в других североамериканских лигах, но там и футбол другой во всех смыслах – soccer. В Старом свете свой финансовый регламент приняли в Англии, и он тоже был построен на принципах финансового фэйр-плей. Как бы ни критиковали идеи Платини, но лучшего пути сокращения не подкреплённых доходами расходов на клубы пока не придумали.
Понятие безубыточности в финансовый регламент РФС перекочевало аккурат из документов УЕФА. Причём в статье 2.3 дана прямая отсылка – с 2020 года в России будут ориентироваться исключительно на европейские критерии. «С 2020 года расчет показателя критерия безубыточности (показателя совокупного убытка) деятельности клуба будет производиться на основании требований, предъявляемых действующей редакцией правил УЕФА по лицензированию и финансовому фэйр-плей. Результат безубыточности будет определяться как разница между релевантными доходами и релевантными расходами.
В данном случае первая оценка будет производиться применительно к лицензируемому сезону 2020/21 гг., при этом покрываются отчётные периоды, заканчивающиеся в 2019 г. (отчётный период T), 2018 г. (отчётный период T-1) и 2017 г. (отчётный период T-2)», — говорится в этом пункте.
Переведя с юридического на русский, с 2020 года РФС начнёт учитывать релевантность доходов, причём не с текущего сезона, а за последние три года. То есть о релевантности клубам Премьер-Лиги надо заботиться уже с 2017-го. В этом году «Динамо» из-за этого исключили из еврокубков – огромный спонсорский контракт с ВТБ был засчитан лишь на 10%, поскольку банк одновременно является владельцем бело-голубых.
До начала применения критериев релевантности УЕФА РФС предлагается просто отслеживать убытки клубов, которые не должны превышать сначала 750 млн рублей за 3 последних года, начиная с 2015-го, а затем 500 млн. Надо сказать, УЕФА более снисходителен к клубам – разрешённые убытки сейчас составляют 45 млн евро за сезон, а скоро станут 30 млн. Но опять же вся соль в релевантности – по критериям финансового регламента РФС «Динамо» бы не стало злостным нарушителем, поскольку все 4,5 млрд контракта с ВТБ будут засчитываться до 2017 года, а ответственность по нерелевантным доходам и вовсе наступит только с 2020-го. Так что глобально этот вариант лояльнее – клубам не дают влезать долги, но требований к чистоте доходов не предъявляют. Оно и понятно – введи РФС сейчас требования по релевантности, и чемпионат мы проводили бы буквально в несколько клубов.
Нововведением относительно правил финансового фэйр-плей УЕФА является статья, обязывающая некоммерческие организации (то есть бюджетные клубы) сокращать долю государственных инвестиций в клуб с не более 75% в 2015-2016 годах до 25% в 2016-2018-м. То есть региональным клубам предлагается искать альтернативные источники финансирования, а не жить за счёт дотаций из местных бюджетов.
Ещё один аспект безубыточности – клубам запрещается влезать в долги, то есть доля кредитных средств в их бюджетах не должна превышать 10%.
В случае, если клубы будут нарушать требования регламента, они должны давать гарантии оптимизации бюджетов и будущего финансирования. Прописан и довольно забавный момент – если руководитель клуба у руля 4 года и за это время не решил финансовых проблем, то РФС предложит акционерам поменять его. Наказание за нарушения совпадают с палитрой санкций УЕФА – от штрафа до ограничения заявки и запрета регистрации новых игроков. Но самого сурового наказания в виде дисквалификации нет. То есть на основании нарушений финансового регламента снять с чемпионата клуб нельзя.
Потолок зарплат
Второй ключевой принцип финансового регламента – потолок зарплат. Для игроков младше 21 года – 150 тысяч рублей в месяц, от 21 до 23 лет – 300 тысяч, старше 23 лет – 2 млн в месяц. При этом общий зарплатный фонд должен быть сокращён с не более чем 75% от бюджета клуба в 2015 году до не более чем 60% от бюджета в 2018-м. Правда, эта статья прописана не слишком конкретно – даже юристы не сошлись во мнении, включают «персональные расходы клуба» зарплаты и премиальные или только зарплаты.
Поскольку обойти потолок зарплат большого труда не составляет. Да и выбора другого не оставляют, ведь 2 млн рублей в месяц – это при текущем курсе 350 тысяч евро в год. Столько в Премьер-Лиге платят только в командах-аутсайдерах. Но выход через лазейку премиальных регламент оставляет. Довольно развёрнуто прописаны все основания для выплат бонусов, но нет никаких минимумов. То есть ничто не мешает клубу прописать, например, за 1 гол в чемпионате или один сухой матч бонус в 2 млн евро и тем самым устранить «недостачу» в зарплате игрока. Конечно, такие сложные схемы вознаграждений способны отпугнуть некоторых искушённых легионеров, но большинству агенты объяснят, что эта схема пусть и несколько более рискованна, но в принципе допустима.
А судьи кто?
Несмотря на то что лимит зарплат довольно легко обходится в этой версии регламента, нельзя не отметить, что в нём есть много здравых начинаний, в первую очередь перенесённых из регламентов УЕФА. Потолок зарплат – дело в принципе гиблое, особенно в нашей стране. Закон рынка гласит, что если есть желающий платить, он всегда найдёт способ заплатить, какие потолки не вводи. Поэтому задача финансовых органов российского футбола – повышать его прозрачность и подстёгивать честную конкуренцию. Чем меньше денег будет уходить на сторону, тем меньше будет и желающих завышать контракты и трансферы и в цене будут менеджеры, способны давать результат в жёстких финансовых условиях, а не сорить деньгами регионов, госкомпаний, спонсоров.
Но вопрос реализации подобных финансовых регламентов – это всегда вопрос кадров, которые решают всё. Будут ли органы лицензирования, на которых возлагается ответственность за реализацию документа, так же принципиальны, как УЕФА? Готовы ли в точности следовать букве закона, а не руководствоваться принципом «понять и простить»? Наконец, достаточно ли сумм финансовых штрафов за нарушения (превысил потолок зарплат на 10 млн – заплати 10 млн штрафа) и трансферных ограничений, чтобы клубы почувствовали всю строгость и неукоснительность вводимых правил?
Ответы на эти вопросы мы получим не раньше, чем финансовый регламент будет принят и начнёт реализовываться. Он ещё может правиться и дополняться, а может и вовсе быть отвергнут. Слишком уж многим по душе золотой финансовый фонтан российского футбола, который долгое время никем не контролировался. Но и принятие регламента может стать лишь первым шагом к ответственному финансовому регулированию, но никак не панацеей от копившихся и процветавших много лет проблем.