Сравнение стоимости семейного посещения домашних матчей всех клубов РФПЛ
В борьбе за зрителя спортивные организации давно конкурируют не только друг с другом, но и со всей индустрией развлечений. И мало кому достаточно лишь зрелища – посещение стадиона должно быть удобным и приятным. Особенно если речь идет о семейной аудитории, одной из самых желанных для любого клуба. Чтобы понять, насколько команды Российской футбольной премьер-лиги привлекательны для этой публики, мы посчитали среднюю стоимость похода на матч для семьи из двух взрослых и двух детей.
Методика
По аналогии с оригинальным FCI мы считаем расходы для семьи из двух взрослых и двух школьников (дети до 14 лет). Они отправляются на матч своей любимой команды против среднего соперника – не аутсайдера, но и не топ-клуба. Билеты наши герои берут в семейный сектор, а если его нет – средние по цене на центральной трибуне. Подходя к стадиону, они покупают программку. Коллекцию атрибутики родители и дети пополняют постепенно, так что в стоимость одного матча мы включаем одну кепку и один шарф. Во время игры все члены семьи выпивают по одной порции напитка (0,5 л) и съедают по одной закуске (пицца, хотдог или местный аналог).
В американской версии индекса учитывается еще цена футболки команды и платной парковки у стадиона. Мы собрали эти данные, но не стали их учитывать в итоговом результате – дороговизна формы во многих городах делает ничтожной стоимость остальных услуг, а наличием платной парковки могут похвастать менее половины клубов РФПЛ.
Данные собирались и проверялись в различных источниках: официальные сайты клубов, запросы информации в пресс-службах, опросы болельщиков и изучение публикаций по теме.
Fan Cost Index
Индекс расходов болельщика, Fan Cost Index (FCI), разработало маркетинговое агентство Team Marketing Report. Впервые FCI рассчитали в 1991 году для главных спортивных лиг Северной Америки. Самым дешевым спортивным зрелищем тогда оказался бейсбол – в среднем семейный поход на матч MLB обходился в $79,41. Наибольшие расходы несли любители американского футбола – $151,33 на четверых. Последнее обновление FCI опубликовано в 2016 году. За 25 лет рост цен (80,4%) обогнал накопленную инфляцию, но соотношение между видами спорта не изменилось: на средний матч MLB можно было сходить за $154,41 (+94,4%), а на НФЛ – за $325,71 (+115,2%). Игры НБА и НХЛ обходятся стандартной семье в $260–275.
Крайние значения
Самые дорогие билеты у московского «Спартака». Аншлаги действующий чемпион собирает не всегда, зато на особо интересных матчах спрос превышает предложение и часть билетов клуб даже реализует на аукционе. Немного ниже цены у «Локомотива» хотя по заполняемости трибун он не входит даже в десятку лучших команд лиги. Самые дешевые билеты в Туле – семейный комплект на местном стадионе стоит в шесть раз меньше, чем на «Открытие Арене».
Не у всех клубов высшего российского дивизиона можно без дополнительных усилий узнать стоимость атрибутики. Например, у «СКА-Хабаровска» просто нет интернет-магазина. «Ахмат» пишет, что соответствующий раздел в разработке. У «Ростова» он есть, но найти его можно только самостоятельно – ссылка на сайте клуба отсутствует. Нет информации и на сайте «Арсенала», хотя продукцию можно заказать через социальную сеть «ВКонтакте». Самый необычный интернет-магазин у «Тосно». Ассортимент представлен в сильно усеченном формате, но главное – не указаны цены. По словам представителей клуба, есть проблемы правового характера, но скоро их устранят, и магазин примет нормальный вид.
Самая дорогая атрибутика у «Краснодара». Шарф обойдется в ₽1000 (рекорд), кепка – в ₽1190 (столько же у ЦСКА и «Спартака»). Кстати, бейсболок нет в магазине «Анжи», так что для этого клуба нам пришлось посчитать в FCI два шарфа.
Облачиться в форму любимой команды накладнее всего болельщикам «Спартака» и «Динамо» – за обычную футболку придется отдать ₽5490. Оригинальная игровая и вовсе стоит почти ₽10 тыс. «Зенит», который также экипирует Nike, предлагает более дешевый вариант реплики – за ₽3,5 тыс.
В Туле перекусить можно только в разрозненных палатках около стадиона, и качество в них, по отзывам, невысокое. Широкий ассортимент, вплоть до горячих блюд, у «Динамо», а «Локомотив» и «Зенит» устраивают кулинарные фестивали, где можно попробовать что-то поизысканнее стандартных закусок. Хороший выбор предоставляет «Тосно» – команда Ленинградской области, выступающая в Санкт-Петербурге. Главный хит – профитроли с карамелью за ₽150.
У большинства стадионов можно припарковаться бесплатно, причем не особенно далеко. В случае «Тосно» не обязательно обзаводиться пропуском за ₽500 – 10 минут пешком до «Петровского», прямо скажем, не проблема. А вот заплатить ₽900 за паркинг на стадионе «Санкт-Петербург» смысл есть – встать бесплатно можно разве что у метро, в получасе ходьбы. Парковки на «Открытие Арене» и «ВЭБ Арене» доступны только обладателям премиальных билетов, но если красно-синие открыто призывают пользоваться площадями соседнего торгового центра «Авиапарк», то красно-белым остаются лишь тушинские дворы.
Итог
В прошлом сезоне «Спартак» стал чемпионом России, и теперь он монетизирует триумф – ₽6690 за стандартный семейный поход на футбол. Отрыв от второго места, «Локомотива», – ₽850. В пятерке четыре московских клуба и «Краснодар», и только в двух городах индекс болельщика превышает ₽5000. Меньше ₽3000 показатель также у пяти клубов – «Рубина», «Арсенала», «Амкара», «Анжи» и «Ахмата». При этом зависимости заполняемости стадионов от стоимости основных услуг не видно. Дорогие «Спартак» и «Краснодар» по проценту занятых кресел уступают только «Зениту», а в дешевых Казани и Махачкале на футбол ходят хуже всего.
Другие миры
В декабре 2012 года адаптацию модели FCI для Континентальной хоккейной лиги сделало издание «Бизнес Online». В их расчетах присутствуют парковка, пиво (неактуальный для большинства футбольных стадионов России напиток) и частичная оплата командного свитера. Для сравнения с футболом мы на основании данных коллег пересчитали индекс болельщика КХЛ по своей формуле. Получилось, что дешевле всего стандартный набор в Нижнекамске – для семьи из четырех человек поход на домашний матч «Нефтехимика» обойдется в ₽1620. Самый высокий FCI в лиге у рижского «Динамо» – ₽9340.
Похожее исследование под названием Price of Football («Цена футбола») ежегодно проводит BBC. Вещатель собирает данные о стоимости билетов, абонементов, пирогов (главная стадионная еда британских болельщиков), атрибутики более чем двух сотен клубов, большинство из которых представляют Великобританию. Также в свой индекс BBC включает стоимость подписки на платные каналы, показывающие матчи Английской премьер-лиги. Если пересчитать затраты стандартной семьи по нашей методике, то получится, что посещение игры аутсайдера чемпионата Англии «Сток Сити» обойдется минимум в £176,5 (₽13 922), а топ-клуба, вроде «Челси», – от £228 (₽17 989).
Текст: Александра Савраева
Фото: Дмитрий Христич
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (33) март–апрель 2018