"Бюджетное правило" и социальные обязательства поставят Белый дом перед сложным выбором: снижать стандарты проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году и уронить лицо или наращивать долю участия федерального бюджета за счет других обязательств. При этом заемное финансирование региональной части строек ЧМ-2018 даже в объеме 30% угрожает бюджетам субъектов РФ потерей кредитного качества, а значит — ростом долговой нагрузки в будущем.
Расходы на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году могут оказаться вдвое выше заявленных правительством, констатирует рейтинговое агентство Standard and Poor's. В исследовании кредитных аналитиков агентства Карена Вартапетова, Бориса Копейкина, Александры Балод и Екатерины Ермоленко отмечено: желание регионов решить свои проблемы раздувает сметы ЧМ-2018. При официальной оценке правительства в $22 млрд "сумма заявленных потребностей субъектов РФ" составляет около 1,2-1,3 трлн руб. ($40-43 млрд).
По подсчетам S&P, только 13% этих расходов связаны со строительством спортивных объектов, а большая часть средств пойдет на инфраструктуру — новые станции метро, аэропорты и коммунальные объекты. Согласно приведенным в работе аналитиков данным, расходы РФ на ЧМ в среднем более чем вдвое превышают аналогичные траты на ЧМ и ЧЕ с 2010 по 2014 год (ЮАР, Польша, Украина, Бразилия, от $6 млрд до $14 млрд). "Даже эти цифры могут оказаться заниженными, так как фактические бюджеты крупных инвестпроектов в России часто превышают первоначальные оценки",— констатируют авторы исследования, в этих условиях финансирование бюджетных инвестиций "может оказаться крайне сложной задачей". В отличие от саммита АТЭС во Владивостоке, где федеральный бюджет брал на себя муниципальную модернизацию, в среднесрочной перспективе необходимых денег в бюджете РФ нет и не предвидится — из-за замедления темпов роста цен на экспортные товары, социальных обязательств и программы вооружений. Поэтому центр будет участвовать в подготовке ЧМ-2018 только на условиях софинансирования.
В S&P отмечают: при 50% федерального участия выполнить обязательства смогут только 8 из 11 регионов — Москва и Санкт-Петербург (совмещающие муниципальный и региональный статус), Казань и Сочи (уже модернизированные за счет бюджета), а также Нижегородская, Свердловская, Волгоградская и Ростовская области. Даже при 70-процентном участии федерального центра проблемы сохранятся у Калининградской, Самарской областей и Мордовии. Займы же субъектов на эти цели угрожают их кредитному качеству: для последних трех субъектов займы для покрытия даже 30% стоимости ЧМ-2018 означают выход долга субъектов за потолок, ограниченный 100% их годовых доходов.
В результате Белый дом окажется перед сложным выбором, констатируют в агентстве: либо наращивать федеральное финансирование сверх 70% стоимости региональных программ (для чего потребуется урезание других расходных статей), либо соглашаться на "снижение существующих высоких стандартов проведения международных мероприятий" в РФ и репутационные риски.
Коммерсант
РФ может ударить в мяч лицом
На стройки ЧМ-2018 можно занять только с риском для репутации
Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Поделиться