Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении ВГТРК. Ведомство подозревает телеканал в нарушении запрета на рекламу алкоголя на телевидении, следует из сообщения ФАС. В трансляции футбольного матча Бразилия — Россия в прямом эфире в ночь с 25 на 26 марта на телеканалах «Спорт 1» и «Россия 1» на стадионе была размещена реклама нескольких алкогольных брендов, в том числе водок «Хаски», «Беленькая» и «Зеленая марка», пива «Старый мельник» и BUD, указывает служба. ФАС выяснила, что в реальности на стадионе «Стэмфорд Бридж» в Великобритании, где проходил матч, таких баннеров не было — для российских телезрителей они были созданы с помощью компьютерной графики. ВГТРК грозит штраф в размере до 500 000 руб., уточнил представитель службы.
Получить комментарии у сотрудников канала вчера не удалось, но источник, близкий к его руководству, заявил, что компания созданием виртуальных баннеров спиртного не занималась, возможно, их сделала компания, передающая картинку со стадиона для ВГТРК, сообщает газета "Ведомости". Сейчас юристы канала изучают проблему, добавил он. Скорее всего баннеры были вставлены в кадр за пределами России, соглашается гендиректор Sport Media Group Сергей Пантелеев.
Других случаев появления в трансляциях для России виртуальных баннеров не было, говорит он.
«Синергия» (производитель «Беленькой) соблюдает законодательство и не размещает рекламу на телевидении, заявил представитель компании. Он говорит, что услышал о рекламе бренда на матче Бразилия — Россия от корреспондента «Ведомостей». Представитель Efes (пиво «Старый мельник») также говорит, что компания не заказывала рекламу в телетрансляции. Но он напоминает, что«Старый мельник» уже 10 лет спонсирует российскую футбольную сборную и его баннеры появляются на бортиках стадионов в некоторых зарубежных матчах сборной. Была ли такая реклама на «Стэмфорд Бридж», ему не известно.
Если отсутствие рекламы на стадионе будет доказано, ФАС по российскому законодательству имеет право наказать распространителя рекламы, т. е. ВГТРК, а не ее таинственного заказчика, говорит управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Легис групп» Максим Домбровицкий.
Внимательный зритель во время трансляции товарищеского матча Россия — Бразилия из Лондона с домашнего стадиона «Челси», мог заметить, что реклама во время прямой трансляции и те баннеры, которые можно было наблюдать во время некоторых замедленных повторов, заметно отличались друг от друга. Если во время прямой трансляции на баннерах переливалось название российской водки, то во время повтора в том же самом игровом моменте на том же самом месте красовалась статичная реклама одной из глобальных платежных систем.
Для наглядности можно привести момент, в котором игрок питерского «Зенита» Виктор Файзулин забивал гол в ворота бразильского голкипера Жулио Сезара на 73-й минуте матча.
В российской версии трансляции видно, как вдоль лицевой линии поля бежит название традиционного российского напитка. Как говорится, ничего личного, просто бизнес.
В трансляции этого же эпизода для одного из арабских телеканалов перед глазами зрителя предстает уже совсем другая картинка. Баннеры рекламируют «народный» немецкий автомобиль, бразильское пиво и еще какой-то бренд, практически не знакомый отечественному телезрителю.
Другой недавний случай рекламы алкоголя на стадионах произошел на матче Россия-Исландия. На испанском стадионе демонстрировалась интерактивная реклама, в том числе спиртных напитков. В течение двух часов российские зрители могли видеть рекламу не только международных брендов, но и водки «Пять озер», «Зеленая марка», пива «Старый мельник».
Представитель пивоваренной компании Efes Кирилл Болматов подтвердил РБК daily, что реклама «Старого мельника» была размещена на условиях спонсорского контракта с российской сборной по футболу.
По данным TNS Russia, 6 февраля матч на «России 1» посмотрели 10,3% московских телезрителей старше 18 лет. Соревнование транслировалось и на «России HD». Таким образом, российским компаниям удалось обойти запрет на рекламу алкоголя. С 2013 года производители могут продвигать свою продукцию только в местах продаж.
В ФАС сообщили, что подобная реклама не нарушает запрет. Матч проходил за пределами России, поэтому появление водочных и пивных брендов в эфире федерального канала законно. Однако этот же феномен на сегодняшний день вызвал противоположное мнение сотрудников ФАС.
РФС стал договариваться о размещении брендов на гостевых играх сборной с зарубежными национальными федерациями, получая возможность рекламировать товар на российских каналах, которые показывали матчи главной команды страны. В таких случаях рекламное агентство выкупает у национальных федераций рекламные места, после чего продает их российским партнерам, напоминает «Интерфакс». Впервые такая рекламная кампания была апробирована 1 апреля 2009 года на гостевой встрече с Лихтенштейном: тогда на электронных щитах крутилась водка разных марок. С тех пор сборная провела более 15 матчей в гостях — и все они сопровождались рекламой алкоголя. Рекордной по количеству запрещенной к рекламе в России продукции получилась последняя товарищеская игра сборной с Исландией, состоявшаяся в испанской Марбелье, - тогда электронные щиты были заполнены девятью брендами водки.