За девять лет работы закона о концессиях в России появился всего 131 проект ГЧП, выяснили составители второго ежегодного рейтинга готовности регионов к ГЧП. Реализовано же ничтожно мало проектов — около десятка, в 23 регионах их вообще нет.
Готовность региона к проектам ГЧП оценивалась по трем факторам: нормативная база (вес критерия — 0,4), количество и качество проектов (0,3) и рейтинг инвестиционной привлекательности, который присваивает регионам агентство «Эксперт РА» (0,3).
Источник рисунка "Ведомости"
Учитывались проекты сроком не менее трех лет, подготовленные на основе закона о концессиях или местного законодательства, а также «на принципах, близких к ГЧП», говорится в исследовании: например, аренда с инвестиционными обязательствами и даже госзакупки с отсрочкой платежа.
Лишь шесть регионов составители рейтинга называют образцом для подражания, они готовы к ГЧП на 60-75%, в них реализуется много проектов. Лидер — Санкт-Петербург. Помогли политическая воля местной власти и четко определенные правила игры, объясняет старший юрист Herbert Smith Freehills Роман Чураков. Город принял первый в стране региональный закон о ГЧП — это был сигнал инвесторам и обоснование легальности механизма ГЧП для чиновников, рассказывает он.
Еще 16 регионов готовы развивать ГЧП (оценка — 45-60%). Они должны стать «находкой для инвесторов», считает предправления Центра развития ГЧП Павел Селезнев. Лидер в этой категории — Ленинградская область (7-е место).
Еще в 16 регионах ГЧП нет, но условия уже создаются. В их числе Московская область (34-е место): она получила высокий балл благодаря инвестиционной привлекательности, но ни одного проекта в регионе пока нет.
Больше половины российских регионов вообще не готовы для ГЧП: у 45 «низкий» или «очень низкий» потенциал развития ГЧП, показал рейтинг, у большинства нет ни проработанной нормативной базы, ни опыта проектов.
Законы о ГЧП приняты в 65 регионах и еще в четырех обсуждаются. Есть подробные, качественные законы, а есть декларативные, признает директор департамента Минэкономразвития Игорь Коваль. В некоторых регионах закон о ГЧП позволяет совершать госзакупки в обход федерального законодательства, рассказывает Селезнев.
Больше всего проектов в социальной сфере — 56, в транспортной — 30, меньше всего в коммунальной — 23. Зато больше всего потенциальных инвестиций должно быть привлечено в транспорт. Самая распространенная форма проектов — концессия (70 проектов). Это пожелания инвесторов, рассказывает региональный чиновник: других форм они пока опасаются.
Общая стоимость проектов невелика — 1,044 трлн руб., но почти 90% из них (913,4 млрд) — привлеченные инвестиции, остальное — из региональных бюджетов. Цифра поразительная, признают составители. Но лишь на первый взгляд. Во-первых, некоторые регионы записывали средства федерального бюджета в категорию привлеченных, рассказал Селезнев, пришлось проверять каждый проект. Во-вторых, во многих проектах доля частных инвестиций — 100%, регионы не готовы соинвестировать. В среднем их доля — 30-40%, считает Селезнев. Самый точный критерий ГЧП — наличие банковского финансирования, говорит один из банкиров, но таких проектов единицы.
В ближайшем будущем проектов больше не станет, пессимистичен топ-менеджер регионального проекта ГЧП, и дело не в нежелании инвесторов, а в саботаже чиновников. Правила плохо прописаны и непонятны им, а инициатива наказуема, объясняет он: прокуратура и Счетная палата с подозрением относятся к таким проектам. Легче ждать, пока выделят бюджетные деньги, описывает собеседник «Ведомостей» философию чиновника, а затем воспользоваться стандартным механизмом госзакупок. Принятие федерального закона о ГЧП (одобрен Госдумой в первом чтении) может стать огромным стимулом для развития механизма, считает Чураков, он его «узаконит» и регионы не будут бояться запускать проекты. Но быстрым процесс не будет, предупреждает вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов: с момента прихода новой команды до объявления первого концессионного конкурса в регионе прошло два года.