Минфин предлагает перенести сроки выплат регионов по бюджетным кредитам, выданным на проведение Олимпиады в Сочи и строительство трассы для гонок Formula 1. Соответствующий законопроект опубликован на портале regulation.gov.ru. Сейчас документ проходит независимую антикоррупционную экспертизу, после чего он будет направлен на согласование в Минюст, сообщил представитель Минфина. Реструктуризация бюджетных кредитов предусмотрена действующим законом о бюджете.
Необходимо снизить долговую нагрузку на бюджеты регионов, чтобы они могли выполнять свои обязательства перед населением, указывает Минфин в пояснительной записке к законопроекту. Регионы получат возможность перенести выплаты по основному долгу и процентам на период с 2025 по 2034 г., ежегодно равными долями, с возможностью досрочного погашения долга. Мера коснется бюджетных кредитов, выданных в 2013-2014 гг. на подготовку к Олимпийским играм в Сочи и гонкам Formula 1, а также кредитов, которые регионы брали на строительство и содержание автодорог.
Это поможет 71 региону, указывает Минфин: если реструктурировать эти бюджетные кредиты, расходы региональных бюджетов на обслуживание долга сократятся на 93,8 млрд руб. за три года, в том числе на 51,7 млрд уже в этом году.
По данным Минфина, в 2014 г. долг регионов увеличился на 20% и превысил 2,2 трлн руб., из них сумма бюджетных кредитов — 600 млрд руб. Всего регионы должны выплатить бюджетных кредитов на сумму около 580 млрд руб., еще 95 млрд должны муниципалитеты, подсчитала Наталья Зубаревичиз Независимого института социальной политики (НИСП): заявленные в проекте 93,8 млрд — это менее 15% от необходимой суммы.
Согласно графику выплат в 2015 г. регионы должны были погасить около 135 млрд руб. бюджетных кредитов и более 430 млрд банковских кредитов, указывает Карен Вартапетов из S&P. Снижение расходов на 51,7 млрд в 2015 г. за счет рассрочки высвободит ресурсы для погашения коммерческой задолженности, говорит Вартапетов. По расчетам «Эксперт РА», в общем объеме долга 38% — краткосрочные кредиты банков с повышенными ставками, на долю бюджетных кредитов приходится только 31%. Банковские кредиты нужно гасить или рефинансировать каждый год, но при текущих процентных ставках делать это будет сложнее, напоминает Вартапетов. В этом году ситуация с региональными бюджетами может сильно ухудшиться из-за спада экономики и стагнации налоговых доходов, продолжает он, и, если Минфин не предоставит дополнительной поддержки регионам, им придется выходить на рынок и наращивать долг. В конце 2014 г. в 35 регионах долг превысил уже 50% собственных доходов, а у нескольких приближается к законодательному ограничению в 100% доходов.
В кризис федеральному центру придется помогать регионам, но такая поддержка не способна стимулировать регионы к самостоятельному развитию, говорит Зубаревич. К тому же ситуация с бюджетными кредитами предельно непрозрачна, сетует Зубаревич: так, не ясны критерии, по которым регионам прощают кредиты. В 2012 г. реструктуризация бюджетных кредитов уже проводилась для Татарстана и Краснодарского края, а теперь Краснодару продлевают кредиты 2013-2014 гг., напоминает Вартапетов. А долговая нагрузка Краснодарского края — всего 42% собственных доходов, зато у Республики Алтай — 68%, Ингушетии — 82%, Чечни — 95%, Татарстана — 80%, Чукотки — 99%, замечает Зубаревич.