В российском хоккее вошли в моду самодеятельные послематчевые шоу, которые становятся для болельщиков своеобразным бонусом за лояльность, рассказывает mn.ru. Игроки по собственной инициативе устраивают театрализованные номера, развлекая публику похлеще девушек-черлидеров. В нынешнем году заводилами являются игроки команд Высшей хоккейной лиги (ВХЛ), хотя еще в прошлом сезоне тон задавали хоккеисты из элитных клубов КХЛ.
Чешская мода
Послематчевые шоу в нашей хоккейной лиге первыми начали проводить чехи. Первое шоу состоялось 1 апреля 2007 года, когда игравшие за магнитогорский «Металлург» Ян Марек (погибший в 2011 году вместе с остальными игроками ярославского «Локомотива») и Ярослав Кудрна после финальной сирены «завели» зрителей и синхронными поклонами запустили волну на трибунах. Случилось это после тяжелейшей победы в матче с омским «Авангардом». «Да мы просто отблагодарить болельщиков хотели, ничего особенного. В Чехии такое в порядке вещей», — говорил тогда Марек.
После этого чешские легионеры «Магнитки» постарались приучить местных болельщиков и партнеров по команде к тому, что каждая домашняя победа должна дарить радость не только от результата. По словам самого Марека, зрители восприняли нововведение «на ура», но не все игроки «Металлурга» сразу привыкли к тому, что несколько игроков не приходят в раздевалку после матча, а остаются «заигрывать» с болельщиками на льду. Этот психологический барьер был сломан в сезоне-2007/08, когда магнитогорские чехи стали разыгрывать настоящие костюмированные спектакли на льду, нередко с показом хоккейный трюков. А к чехам присоединились не только партнеры по команде, в частности, тогдашний капитан «Металлурга» Виталий Атюшов, но и представительницы группы поддержки.
Первоначально все сценарии придумывали чешские легионеры, затем та часть команды, которая участвовала в шоу, а в конце концов за дело взялись даже представители рекламной службы «Магнитки». Но два года назад ледовые спектакли прекратились. По словам Виталия Атюшова, в адрес игроков, особенно после поражений, все чаще неслись обидные кричалки, фанаты призывали хоккеистов «прекратить клоунаду и заняться хоккеем». По другой версии, хоккеисты «Металлурга» перегнули палку, когда в одном из шоу высмеяли перешедшего в ЦСКА Яна Марека, нарядив пару человек лошадью, написав на боку «коня» слово Jezibaba — прозвище Марека, и дрессировав «животное» с помощью лассо.
К тому времени идею подобных шоу уже переняли и другие команды. Чешский нападающий «Северстали» Йозеф Страка с помощью партнеров вполне мог бы бросить вызов чехам из «Магнитки» по воплощенным в шоу идеям. В прошлом сезоне регулярно показывали ледовые номера хоккеисты омского «Авангарда» Сергей Калинин и Никита Пивцакин, победители молодежного чемпионата мира 2011 года. Ныне нападающий московского «Динамо» Михаил Анисин в бытность игроком чеховского «Витязя» привлекал к своим представлениям даже тафгаев команды. После прошлогодней победы над казанским «Ак Барсом» он оседлал драчуна Джона Мирасти и показал номер «как укротить дикое животное». Во время Матча всех звезд в январе нынешнего года Анисин блеснул и вокальными данными. Перед началом игры спел куплет «O Sole Mio», а после игры по просьбе главы КХЛ Александра Медведева дал настоящий концерт.
Но «фишкой» КХЛ, о чем некоторое время назад ходили разговоры, послематчевые шоу так и не стали, хотя они действительно привлекали зрителей, в том числе и детей, на трибуны. В нынешнем сезоне игроки предельно сосредоточены на хоккее. Может быть, потому, что у традиционных «заводил» и их команд игра не слишком клеится, и тут их не до развлекаловки.
Новая шоу-лига
Теперь ледовые шоу переместились в другую лигу. Эстафету переняли хоккеисты клубов ВХЛ. Игроки красноярского «Сокола», например, запустили в Youtube проморолик, в котором они предстали птичками из Angry Birds, словацкий вратарь карагандинской «Сарыарки» Владимир Ковач показал себя прекрасным танцором-диско, но дальше всех пошли в пензенском «Дизеле».
Автором всех идей стал защитник команды Станислав Заборников. «Действительно, идею с шоу после матчей ребятам предложил я, - рассказал он «МН». — Мне после Молодежной хоккейной лиги все нравилось, однако партнеры по команде были недовольны тем, что посещаемость по сравнению с прошлым сезоном упала. В гостиничном номере у нас завязался разговор о том, как привлечь болельщиков на трибуны, ну и я предложил устроить то, что делали когда-то в магнитогорском «Металлурге».
По словам хоккеиста, он видел в сети всего один ролик с участием Ролинека и Атюшова, а сам однажды «показал несколько трюков» в матче МХЛ. «Но артист из меня плохой, я скорее генератор идей, режиссер, — признался Заборников. — Вот у нас в команде есть ребята, которые действительно так «зажигают», что болельщики на ушах стоят — Евгений Чесалин, Александр Агеев, Денис Заболонков. Андрей Сигарев с шайбой чудеса творил, а сейчас в СКА играет. Когда мы окончательно решили вопрос с тем, что будем устраивать шоу после выигрышных матчей, то в номере обговорили все, что покажем на льду — никаких репетиций у нас никогда не было».
Игроки «Дизеля» перед самым первым представлением попросили болельщиков не расходиться, а подождать несколько минут, поскольку хоккеисты приготовили сюрприз. «Часть зрителей ушли, но те, кто остались, затем аплодировали нам стоя», — поведал пензенский «генератор идей». Как признался хоккеист, перед следующим матчем игроки с помощью социальных сетей предупредили болельщиков о том, что будет продолжение — но только в случае победы.
На вопрос о том, как восприняли подобные шоу тренеры, Заборников ответил, что «попросили ограничить свои выступления тремя минутами, иначе долго приходится ждать в раздевалке после матча». «Количество зрителей на трибунах после наших представлений действительно прибавилось. Теперь мы хотим сделать их полноправными участниками этих мини-спектаклей. Если честно, то идеи номеров, которые после матча можно показать за три минуты, уже заканчиваются. Поэтому на гостевой книге сайта «Дизеля» мы попросили болельщиков помочь нам в этом. Откликов уже много, и лучшие идеи мы обязательно воплотим в жизнь, а имена их авторов будем объявлять перед «показами», — пообещал защитник «Дизеля». В гостях пензенские хоккеисты демонстрировать свои трюки пока не решаются, но намерены вернуться к этому вопросу, если будут побеждать в выездных матчах регулярно.
Вообще, тренд к тому, чтобы хоккеисты и после матчей оставались некоторое время на льду и развлекали болельщиков, заметен не только на профессиональном, но и на любительском уровне. В турнире, который в сентябре прошел в Латвии, один из участников команд решил исполнить послематчевый буллит без одежды, если не считать набедренных ремней, а другой нацепил на себя костюм Супермена. Кстати, подобные вещи случаются не только в хоккее. Украинский боксер Александр Усик после победы в финальном бою на Олимпиаде в Лондоне сплясал для болельщиков гопак. Впечатление сходства с казаком усилили не только традиционно широкие боксерские шорты, но и чуб на выбритой голове.
Красота спасет мир
В КХЛ в нынешнем сезоне количество болельщиков увеличилось благодаря приехавшим на время локаута заокеанским звездам. Но во многих клубах все равно считают, что качественная игра должна быть «обернута» в привлекательную нехоккейную упаковку. Для привлечения публики ставка сделана на всевозможные конкурсы с призами и женские группы поддержки, которые есть у всех команд элитной Лиги. Некоторые группы черлидеров настолько профессионально делают свою работу, что их зовут не только на хоккей. В минувшем туре чемпионата России по футболу на питерском стадионе «Петровский» дебютировала группа «Soul Sisters», которая работает на всех матчах хоккейного СКА. Девушки, сменив красно-синие цвета армейцев на сине-бело-голубые зенитовские, показали несколько номеров и в футболе. «Зенит» заключил с ними контракт на все оставшиеся домашние матчи нынешнего сезона. Правда, даже закаленным в Ледовых дворцах черлидершам, с учетом наступивших холодов, на футболе будет не слишком комфортно.
Телеканал «КХЛ-ТВ» тоже сделал ставку на сексапильных женщин-ведущих для привлечения внимания мужской аудитории болельщиков. Лига организовала конкурс красоты среди фанаток, который выиграла поклонница московского «Спартака» Мария Титова. В качестве приза она получила место ведущей программы «Перекличка» на официальном телеканале КХЛ — разъезжала по базам клубов и брала интервью у хоккеистов, либо приглашала гостей в студию. А спустя короткое время «засветилась» в качестве модели журнала Playboy, более того, стала «девушкой года» по версии этого мужского издания. Кроме того, в эфире «КХЛ-ТВ» нашли свое место такие программы, как «Кухня» с бывшей теннисисткой Еленой Дементьевой, «Прогноз погоды» с Анастасией Фомкиной и Ольгой Оксенич, «KHL-Style» с той же Фомкиной, «13» с Аленой Горенко, «Жизнь» с девушками-ведущими. Но главные герои все равно — мужчины-хоккеисты. Особенно когда они демонстрируют, что играют не только ради результата и не только контракты отрабатывают, но и о болельщиках не забывают.