Английская Премьер-Лига проникает в самые отдалённые уголки планеты
В последние годы всё больше и больше жителей Уганды называют себя поклонниками Английской Премьер-Лиги (АПЛ). Причём не только молодёжь, как следовало ожидать, но и представители старшего поколения. В магазинах и барах можно слышать разговоры не только об урожае, школе и прочей бытовухе, но и о последних матчах, новостях трансферного рынка и обсуждении будущего команд. Интерьер баров теперь – не случайные газетные вырезки или старые агитплакаты, а постеры игроков и команд АПЛ и календарь матчей. Молодёжь ходит в майках с эмблемами клубов, причём по популярности всех обгоняет «Арсенал». В деревнях в дни матчей жизнь замирает, потому что почти всё население собирается у одного-двух телевизоров. Иногда помещения оборудуются под своеобразный кинозал, и люди приезжают даже из соседних деревень, облачённые в клубную атрибутику.
При этом футбол – далеко не новое развлечение в Уганде. Он был завезён ещё в колониальные времена миссионерами Робертом Генри Уокером и Александром Фрейзером. Они считали, что игра в команде метафорично отражает христианские ценности. Когда строился первый колледж (ставший Королевским колледжем Будо), главным требованием была организация футбольного поля на его территории. С момента открытия в 1906 году футбол прочно вошёл в учебное расписание, а футбольная команда стала одной из престижнейших организаций колледжа. Потом появлялись другие команды, создавшие в 1924 году ассоциация футбола Уганды.
Футбол был символом современности Уганды. Позднее он стал символом политической мобилизации – через игру доносились мысли о государственном устройстве. Самый яркий пример – Express FC из Кампалы, который прочно ассоциируется с националистской партией. Ярчайшей страницей международной истории является участие сборной Уганды в чемпионате мира 1966 года (первое и пока что единственное). После обретения независимости в 1962 году футбол не утратил своего значения. Практически каждое государственное предприятие создало свои команды, так что к началу 1970-х годов чемпионат Уганды состоял из нескольких дивизионов.
Популярность именно английского футбола – относительно молодое явление. С 1940-х годов единственным источником сведений о футболе было радио BBC World Service, впрочем, немногие следили именно за футболом. Но в середине 80-х, когда к власти пришло Национальное освободительное движение, была проведена реформа информационного пространства, и к началу нового тысячелетия в стране работали 25 частных радиостанций и более полудюжины телевещателей. Среди нового контента были и матчи АПЛ, чьи трансляции велись первым в стране спутниковым вещателем Digital Satellite Television (DStv) из ЮАР с 1995. Матчи можно было посмотреть в барах и отелях, и это становилось настоящим событием.
По распространению футбола можно следить за развитием истории Уганды. Однако главным вопросом остаётся то, как медиа и, в частности, спутниковым телеканалам удалось добиться такой популярности АПЛ, что люди собираются вместе на просмотр матчей несколько раз в неделю?
Снова экскурс в историю. С 40-х годов, до изобретения дешевых переносных транзисторных радиоприёмников, сообщения можно было слушать только в государственных учреждениях, и любые передачи приобретали форму общественного блага. Люди собирались вместе для прослушивания сообщений, что сформировало культуру потребления. Но почему именно АПЛ стала такой популярной? Есть соблазн связать этот факт с колониальным прошлым, или с тем, что Великобритания является самым популярным туристическим направлением среди угандийцев. Впрочем, основным фактором является то, что в английском чемпионате играет больше африканцев, чем в других европейских лигах. А особая популярность «Арсенала» в конце нулевых связана с тем, что там играл лучший футболист Африки 2009 года тоголезец Эммануэль Адебайор.
Не будем умалять маркетинговые заслуги самой АПЛ, которую от коллег по Старому Свету отличает глобальный подход. Матчи АПЛ можно увидеть в 202 странах, что намного превосходит конкурентов. Угандийские национальные газеты The New Vision и The Monitor получили субсидии для печати глянцевых плакатов с игроками и командами АПЛ, которые теперь украшают магазины и бары по всей стране.
Не стоит воспринимать популярность английского футбола в Уганде как некий эфемерный результат глобализации, который скоро будет вытеснен новым преходящим увлечением при помощи медиа. Футбол в Уганде уже привёл к значимым социальным изменениям.
Например, один молодой человек переоборудовал свой дом под зрительный зал. Теперь он стал самым популярным местом в деревне даже не в дни матчей, а молодой человек – крупнейшим работодателем. Своими доходами он делится с местным сообществом, помогая организовать различные мероприятия. Интерес к английскому футболу привёл к появлению новых источников власти и влияния в деревнях. Он повлиял и на развитие местного спорта: спонсоры стали активнее вкладываться в команды, а посещаемость матчей увеличилась. Как-то раз один отдельно взятый город был взбудоражен новостью, что чиновник, спонсирующий школьную команду, купим всем игрокам реплику формы «Арсенала», в которой они теперь проводят все свои матчи!
Обычные люди тоже изменились под влиянием АПЛ. Раньше говорили просто «утром», «днём», «вечером». Теперь стали говорить «без пятнадцати восемь». Не то чтобы это дискриминация временных интервалов менее получаса, просто раньше в речи услышать такое было почти невозможно. А теперь повсеместно, и связано это со временем начала матчей АПЛ. Стали популярны ставки, причём их любители собираются вместе не только в дни матчей английского чемпионата. Самое главное – ради матчей можно перенести дружеский ужин, службу в церкви и даже свадьбу!
Взрыв популярности АПЛ показал не только скорость глобализации, но и социальные эффекты, которые она с собой несёт. Далеко не всегда они позитивны. Молодой человек из позапрошлого абзаца столкнулся с трудностями, когда вещатель GTV объявил о банкротстве, а ведь он только-только заложил свой дом и дом брата, чтобы приобрести новый телевизор и стереосистему. Родной брат подал на него в суд. Вот вам и социальные эффекты.
Автор Андрей Воронов
Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter