Собственный музей есть у всех европейских футбольных топ-клубов. В России «Спартак» пока остается единственным примером, хотя думают о создании современной экспозиции и другие команды, имеющие свои стадионы
Куратором спартаковского Зала славы, открывшегося в марте 2016 года, выступила Виктория Тарасова, творческий директор бюро музейной сценографии «Метаформа». Бюро занимается созданием современных социокультурных проектов: музеев, интерактивных центров, пространств брендов. Его сотрудники участвовали в десятках подобных проектов.
«Философия музейной сценографии предполагает отношение к проекту как к единому организму, где все составные части взаимосвязаны, – рассказывает Виктория Тарасова. – Пространство экспозиции, использующее актуальные подходы и современный инструментарий, начинает говорить и передавать смыслы».
Найти свое
На «Стад де Франс» вам покажут майку Роналдо, в которой он играл за сборную Бразилии на ЧМ-1998, и приведут в раздевалку, оформленную так, будто через час начнется финал того турнира. В «Порту» удивят белой статуей Халка, а в «Бенфике» ошарашат изрезанной врачами майкой Миклоша Фехера. Венгерскому игроку стало плохо во время игры, и в реанимацию он попал прямиком с футбольного поля. Спасти его так и не получилось.
У каждого клуба своя уникальная история, но при создании музея все равно велик риск сделать его слишком напоминающим аналоги. Ведь предметы могут быть похожи внешне, да и для постороннего посетителя все эти кубки, победы и травмы не отличаются друг от друга.
Вторая проблема – ожидания публики. Многим кажется, что хороший спортивный музей невозможен без аттракциона «Забей гол» или «Попади в кольцо». То, что выглядит креативом, на самом деле – легкое и очевидное решение. А раз так, то оно будет у всех.
Расположение на арене тоже добавляет хлопот создателям музея. Нужно подстраиваться под пространство стадиона, продумывать логистику. А еще музей не может работать в самые пиковые дни.
«Как правило, в дни матчей музеи на стадионах закрывают, – объясняет Виктория Тарасова. – В противном случае экспозиция может быть сильно повреждена в связи с неконтролируемым наплывом посетителей. Обеспечить безопасность невозможно. Во время спортивных событий имеет смысл анонсировать музей, чтобы посетители приходили после матчей, а арена работала и в периоды, когда соревнования не проводятся. Конечно, необходимо привлекать внимание не только самим пространством музея, но и его проектной деятельностью: лекциями, занятиями для детей, семинарами, практиками, возможность работы со школьниками».
Английский Национальный музей футбола в Манчестере занимает четыре этажа и отличается обилием интерактивных инсталляций
Собрать всю историю
Новые стадионы, тем более те, что принимали чемпионат мира, – очень удачное место для музея. В основу концепции музея «Спартака» легла богатая победная история. Работу над пространством Зала славы клуб начал еще на этапе строительства стадиона. Огромную роль сыграл Алексей Матвеев – бывший пресс-атташе команды, обладающий огромным архивом и энциклопедическими знаниями об истории «Спартака». «Алексей, как никто другой был готов к созданию музея, а ведь это огромный и сложный путь. Он горел идеей будущей экспозиции», – рассказывает Виктория Тарасова. Сейчас именно Матвеев работает директором музея.
Архив получился таким огромным, что аналогов ему не найти. Только в клубном музее есть настолько полная информация об истории «Спартака».
«Получился музейный проект, созданный в философии и эстетике современного проектирования. Наверное, его можно назвать образцовым, если говорить о подаче спортивной, насыщенной и такой разной истории», – отмечает Виктория Тарасова.
500 м² – площадь музей футбольного клуба «Спартак» на «Открытие Арене»
Музей живет полноценной жизнью – здесь представляют новичков команды, чтобы сразу пропитывались спартаковским духом, водят на экскурсии воспитанников клубной академии и встречают вип-гостей. Но в первую очередь он создан именно для болельщиков «Спартака». Доказывает это, например, инсталляция «Символическая сборная». Любой желающий может собрать команду своей мечты из игроков «Спартака» разных лет. Но для этого нужно хотя бы поверхностно знать историю красно-белых.
Есть и пространство для роста – планировалось, что у музея будут два крыла, но пока работает только одно. Во втором должна была разместиться развлекательно-образовательная зона.
Разнообразить спорт
Как быть командам, которые, в отличие от «Спартака», никогда не выигрывали трофеев? Виктория Тарасова убеждена, что таким клубам нужно ответить на вопрос: «Что является нашей сущностью?» Понять, за что их любят болельщики, что является их ценностью. Чаще всего это история, тесно связанная с родным городом, детскими впечатлениями от походов на стадион, судьбами людей. Эта нарративы могут лечь в основу концепции музея.
Можно активно использовать культурно-исторический контекст, а также смежные и порой неожиданные темы. Что происходило в стране, когда появилась команда? Какую музыку слушали спортсмены перед соревнованиями и как питались, когда клуб выиграл свой первый матч? Каковы были спортивные технологии, медицина того времени? И еще под сотню вопросов, которые помогут воссоздать дух времени и команды.
Музей «Сан-Сиро», как и сам стадион, делят два непримиримых соперника – «Милан» и «Интер»
Всегда интересны честные рассказы о сложных вопросах. Так, как у «Бенфики» с майкой Фехера. Смерть футболиста прямо во время игры – одна из самых трагических страниц в истории клуба, но португальцы не побоялись выделить эту тему в экспозиции. Для российских команд такая откровенность точно стала бы прорывом.