С 1 сентября 2023 г. вступят в силу Правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг. Правила эти полезные и долгожданные, поскольку было недостаточно общих положений об оказании услуг, которые даны в Гражданском кодексе, Законе о защите прав потребителей и Законе о физической культуре и спорте.
В основе Правил оказания физкультурно-оздоровительных услуг масса важных моментов которые являются плюсами, так как отсутствуют ограничения по видам оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг. Более того, договор об оказании услуг можно заключить дистанционно, плюс цена по договору об оказании должна быть одинаковой для всех, за исключением льготников. В том числе физкультурно-оздоровительные услуги должны соответствовать требованиям к качеству их оказания согласно Закону о защите прав потребителей, и исполнитель по просьбе потребителя обязан вызвать скорую помощь и предоставить аптечку для оказания первой помощи.
В целом для фитнес-клубов такой подход является неотъемлемой частью обслуживания клиентов и большинство нововведений для руководителей и так норма, но четко сформулированные требования всегда на пользу как отраслевикам, так и пользователям услуг, ведь в срезе на территории нашей страны действует порядка 8 861 объектов и не во всех организациях «все так гладко».
По словам Елены Силиной, в требованиях теперь более конкретно прописаны обязанности исполнителей относительно информирования потребителей об оказании физкультурно-оздоровительных услуг, а именно теперь отраслевики обязаны довести до потребителей информацию об оказываемых услугах любым публичным способом – разместить ее на информационном стенде, доске объявлений, сайте или странице в социальной сети. По Правилам к такой информации относится: перечень оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг, форма и условия их оказания, в том числе способы и порядок их оплаты; сведения о сроках оказания услуг; сведения об условиях изменения или расторжения договора; перечень и цена дополнительных услуг, оказываемых исполнителем за отдельную плату в рамках заключенного договора, условия их приобретения и порядок оплаты; перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот; адрес, по которому принимаются претензии; номера телефонов исполнителя; информация по Закону о защите прав потребителей.
Президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина считает, что важным моментом в Правилах является ведение журнала инструктажа по технике безопасности. До оказания физкультурно-оздоровительных услуг необходимо провести инструктаж по технике безопасности, после чего потребитель лично должен расписаться в журнале. Если клиент откажется от инструктажа, он сам будет нести риски нарушения техники безопасности. С одной стороны, личная подпись клиента - это важно и необходимо, а, с другой стороны, есть такой момент, как удобство, - когда весь мир уходит в цифру, скорее всего, в будущем уместно внести дополнения к действующим Правилам.
Отметим, что не во всех договорах физкультурно-оздоровительных клубов четко указано, какие услуги они оказывают, их стоимость. Именно теперь организации обязаны включать данную информацию и довести до сведения потребителей. Публичность информации позволит пользователям услугами более конкретно понимать стоимость, сроки и другую необходимую информацию. Поэтому теперь фитнес-клубам и другим спортивным организациям необходимо внимательно следить за информацией, которую они публикуют, особенно о ценах, поскольку вся информация должна совпадать с перечнем в договоре на момент покупки. Более того, в Правилах четко указано, какие сведения исполнитель обязан донести до потребителей, соответственно, необходимо оптимизировать деятельность организаций под данные требования, это не составит большого труда для многих.
Ключевые показатели первого полугодия фитнес-отрасли.
За первое полугодие 2023 года открылось 368 клубов часть преимущественно студийного формата, но не обошлось и без закрытий, так по нашим данным 107 фитнес-клубов покинули рынок и на данный момент функционирует 8 861 объектов. Стоит отметить, что рассвет отрасли пришелся на 2019 год, тогда в России функционировало 13 тыс. физкультурно-оздоровительных объектов, но в 2020 году из-за пандемии закрылось порядка 3 250 объектов, в сложный год для всей отрасли не было ни одного открытия, тогда рынок сократился до 9 750 объектов. Год спустя, по итогам 2021-го, негативная тенденция продолжилась: было закрыто 1 950 клубов, а открыто лишь 400, общее количество упало и по итогам зафиксировано 8200. В 2022 году началось постепенное восстановление отрасли и открылось 587 объектов, при этом зафиксировано 172 закрытия, так по итогам на начало 2023 года число клубов в стране стало более 8 600.
Процент проникновения фитнеса в России.
Учитывая статистические данные в России процент проникновения фитнеса пока небольшой, то есть количество людей, занимающихся фитнесом, в Москве составляет в среднем около 5%, а в регионах – 3,5%. До пандемического кризиса занималось в фитнес-клубах порядка 7 млн. россиян, после пандемии 4 млн. Однако с начала 2022 года наблюдается постепенное восстановление отрасли и за первое полугодие 2023 года показатель увеличился до 6,3 млн человек по прогнозам Национального фитнес-сообщества к концу 2023 года мы превысим докризисные показатели.
По данным исследований Национального фитнес-сообщества, в 2023 году отрасль в целом по РФ отыгрывает потери прошлого года, но еще не вернулась к показателям допандемийного 2019-го. Так, по итогам первого полугодия 2023 года продажи клубных карт на 0,2% ниже средних показателей соответствующего периода 2019 года и на 9,8% выше, чем в 2022-ом. Продажи дополнительных услуг сравнялись с показателями 2019 года и превзошли уровни 2022-го на 5,8%.
Посещаемость и загруженность клубов за январь-июнь 2023-го на 4,4% ниже соответствующих показателей 2019 года, но выше прошлого года на 6,8%.
Летний сезон, который считается традиционно низким, отрасль преодолевает без существенных потерь и даже с ростом. Так, в июле 2023 года бизнес продолжил восстановление, но, например, посещаемость и загруженность клубов все еще на 6,2% ниже докризисных значений, но на 4,2% выше, чем в июле прошлого года. Продажи клубных карт оказались выше показателей соответствующего периода 2022 года на 9,5% и на 2,4% превзошли продажи допандемийного 2019-го. Реализация дополнительных услуг на 1,6% ниже аналогичного периода 2019 года, но на 3,8% выше показателей июля 2022 года. Совокупная выручка за первое полугодие 2023 года выросла на 8,1 млрд рублей, почти до 83 млрд рублей. За июль этот показатель увеличился еще примерно на 1 млрд рублей.
До прибыли далеко.
При этом есть сложности в развития отрасли, так как волатильность курса рубля неизбежно влияет на ускорение инфляции и в конечном счете на развитие рынка фитнес-услуг в целом, так как в разы увеличивается объем затрат на открытие новых объектов, что в свою очередь делает бизнес высокозатратным и низкорентабельным. Кроме того, дорожает спортоборудование, строительные материалы и другие составляющие бизнеса, в том числе в 2023 году из-за санкций выросла расходная часть обеспечения деятельности существующих объектов в среднем на 23%. Ни смотря на рост ключевых показателей по рынку, отметим, что бизнес имеет очень низкую маржинальность, которая по-прежнему сохраняется в диапазоне 3-5%, тогда как до кризисных явлений в 2019 году маржинальность бизнеса составляла в среднем по России порядка 15%.
Многие сетевые бренды давно перешли докризисные показатели и наращивают обороты. Поступательно развивается студийный формат по различным направлениям фитнеса, а сложнее выходить из кризиса моно-клубам. Клиенты выбирают абонементы преимущественно на месяц, пользуются услугами коротких клубных карт, отмечено, что у жителей страны вырос спрос на дополнительные услуги и занятия с персональным тренером. Сегодня на рынке фитнеса в стране все более популярны агрегаторы и сервисы с новыми решениями, которые позволяют свободно выбрать любой клуб для тренировки «здесь и сейчас» без абонемента или годовой карты, с поминутной оплатой занятий в фитнес-клубах и выбором различных локаций и брендов. Набирают популярность занятия на открытом воздухе, что присуще летнему периоду. Достаточно сильно проявляет себя коллаборация с различными видами спорта и видами услуг по оздоровлению и сохранению
Справка:
Национальное фитнес-сообщество объединяет 2300 фитнес-клубов из 82 субъектов РФ, имеет 57 официальных представительств в регионах России. В составе организации 10 профессиональных образовательных учреждений, 8 ассоциаций, 6 федераций, 37 ведущих российских спортивно-оздоровительных компаний различных специализаций. Является официальным партнером Министерства спорта РФ.