Правительство Нижегородской области возвращается к механизму государственно-частного партнерства (ГЧП) при строительстве спортивных объектов, но на новых условиях. Первый конкурс на строительство трех ФОКов по концессии власти провели в 2010 году и больше к этой схеме не возвращались — остальные 24 спорткомплекса были построены за счет бюджета. Теперь механизм финансирования стройки скорректирован: если раньше инвестор зарабатывал на сдаче ФОКа в аренду госпредприятию, то теперь расчеты казны с частным партнером будут вестись напрямую и по фиксированным ставкам. По мнению экспертов, область не устраивают ежегодно растущие расходы на аренду, а кому из сторон выгодна новая схема — будет зависеть от оценки инфляции при расчетах, сообщает "Ъ".
Информацию о новом конкурсе на право заключения концессионного соглашения опубликовало областное правительство. Согласно конкурсной документации, в рамках ГЧП предполагается построить, оборудовать и ввести в эксплуатацию три ФОКа в Арзамасском районе, в Починках и в Городце, а также два ледовых дворца в Навашине и Сеченове. ФОКи будут стандартными, а проект ледового дворца включает в себя ледовую арену и двухэтажный административно-бытовой корпус с пунктом проката коньков, кафе, тренажерным залом, раздевалками и административными помещениями. Стоимость объектов концессии должна составлять не менее 1,6 млрд руб. и не более 1,85 млрд руб., объем софинансирования со стороны бюджета — 15–25%, срок строительства — от девяти до12 месяцев со дня подписания соглашения, срок ввода в эксплуатацию — 12–15 месяцев. Срок действия соглашения — семь лет. Вскрытие заявок на участие в конкурсе назначено на 18 февраля, вскрытие конвертов с конкурсными предложениями — на 23 мая 2014 года, оценка конкурсных предложений — до 26 мая.
Первые ФОКи по концессии в регионе начали строить в 2010 году — это был вообще первый опыт работы областных властей с применением механизма ГЧП. Партнером правительства стало ЗАО УК «Лидер», управляющее активами Пенсионного фонда, которое по договору концессии обязалось возвести за свой счет три типовых ФОКа на территории Лукояновского, Павловского и Краснобаковского районов. Для финансирования стройки дочерняя компания «Лидера» ЗАО «Волга-Спорт», созданная специально для выполнения концессионного соглашения с нижегородским правительством, разместила облигации на общую сумму 1,4 млрд руб. со сроком обращения порядка 11 лет. По условиям соглашения построенные ФОКи инвестор сдает на 10 лет в аренду госпредприятию. После этого спорткомплексы переходят в собственность региона. Всего на территории Нижегородской области сейчас 27 ФОКов, то есть большая часть из них построена за счет бюджета.
Новый конкурс на строительство ФОКов правительство области объявило на новых условиях. По информации источника „Ъ“, знакомого с ситуацией, прежняя схема финансирования ГЧП не устраивает региональные власти: арендная плата, выплачиваемая инвестору, ежегодно растет, в том числе за счет инфляционной составляющей. «Поэтому новая модель подразумевает прямой расчет с партнером в рассрочку, причем по фиксированной цене строительства на 2014 год. Таким образом, теперь область получает объекты и сразу передает их муниципалитетам, а рассчитываться с инвестором будет напрямую равными платежами. При этом текущие расходы на содержание ФОКа ложатся на плечи районов», — поясняет источник. По его данным, именно неудачный опыт первого ГЧП заставил правительство региона долгое время не прибегать к этому механизму для строительства ФОКов, но нынешняя схема позволяет региону гарантированно получить несколько спорткомплексов в сжатые сроки и не переплачивать за них, а инвестору — гарантированную плату за каждый ФОК. «Губернатор поставил задачу значительно увеличить количество ФОКов к 2015 году. Но у областного бюджета не хватит денег на все объекты, особенно если учесть подготовку к чемпионату мира по футболу», — пояснил собеседник.
Новая форма взаимодействия с концессионером, предложенная правительством региона, может быть выгодной обеим сторонам, но только если они смогут правильно договориться, полагает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. Для региона новая модель ГЧП интересна тем, что объект будет построен и останется в управлении области, поэтому его деятельность лучше контролируется, при этом бюджет тратит заранее определенную сумму денег и исключает для себя риски. С другой стороны, инвестору будет проще обслуживать объект, чем держать его на балансе, при этом он также снижает риски за счет гарантированного денежного потока, который позволит долгосрочно планировать расходы. «Конечно, риски рынка существуют, ситуация в экономике может измениться, но ничто не мешает государству и концессионеру договориться о той цене, которая устроит обе стороны. Думаю, инфляция будет учтена, риски тоже — в противном случае частная компания не пойдет на заключение соглашения», — полагает господин Сороко. Какая из сторон в результате выиграет больше, будет зависеть от того, будет ли реальный уровень инфляции выше или ниже прогнозируемого сторонами при заключении соглашения, добавляет эксперт. Если инфляция будет ниже прогнозируемой, региону придется переплатить, а если выше — инвестор может недополучить маржу, которую мог бы получить.