К чемпионату мира 2010 года южноафриканцы построили пять абсолютно новых арен на общую сумму в 1,6 млрд долларов. «Советский спорт - Футбол» убеждается, что за четыре года, прошедших с турнира, все они стали для страны чемоданами без ручки, и задается вопросом: не повторится ли история в России после ЧМ-2018?
«КЕЙПТАУН»
Местоположение: Кейптаун
Вместимость: 64 100
Начало строительства: март 2007 г.
Открыт: 14 декабря 2009 г.
Стоимость: $600 млн
Архитектор: GMP Architects (Германия)
Генподрядчик: Murray & Roberts/WBHO (ЮАР)
Принял матчей ЧМ: 8
Памятный матч: Аргентина – Германия – 0:4 (1/4 финала)
Являясь самым благополучным из новых стадионов, «Кейптаун» все равно убыточен. Домашняя арена кейптаунского «Аякса», который по итогам прошлого сезона занял 12‑е место (из 16) в премьер-лиге. Средняя посещаемость домашних матчей «Аякса» – 8 110. Арендное соглашение клуба с «Кейптауном» истекает в конце года и, скорее всего, не будет продлено. За четыре года после ЧМ стадион принял семь товарищеских матчей, а также несколько игр чемпионата ЮАР по регби.
Главная статья доходов – музыкальные концерты. На «Кейптауне» выступил целый ряд мировых звезд: U2, Coldplay, Red Hot Chili Peppers, Леди Гага, Рианна, Эминем и другие.
«МОЗЕС МАБИДА»
Местоположение: Дурбан
Вместимость: 69 957
Начало строительства: октябрь 2008 г.
Открыт: 28 ноября 2009 г.
Стоимость: $450 млн
Архитектор: iBhola Lethu (Германия/ЮАР)
Генподрядчик: Group 5/WBHO/Pandev (ЮАР)
Принял матчей ЧМ: 7
Памятный матч: Германия – Испания – 0:1 (полуфинал)
Домашняя арена клуба премьер-лиги «АмаЗулу» (9‑е место в сезоне-2013/14, средняя посещаемость – 4783). Не получая практически никакого дохода от сотрудничества с «АмаЗулу», владельцы «Мозеса Мобиды» готовы сдавать стадион под любые хоть сколько-нибудь прибыльные мероприятия: автомобильные шоу, музыкальные концерты и матчи по крикету (как ни странно, крикет собирает большую аудиторию, чем футбол).
«НЕЛЬСОН МАНДЕЛА БЭЙ»
Местоположение: Порт-Элизабет
Вместимость: 46 082
Начало строительства: март 2007 г.
Открыт: 6 июня 2009 г.
Стоимость: $270 млн
Архитектор: Architectural Design Associates/Dominic Bonnesse Architects (ЮАР)
Генподрядчик: Grinaker-LTA/Interbeton/Ibhayi (ЮАР/Голландия)
Принял матчей ЧМ: 8
Памятный матч: Голландия – Бразилия – 2:1 (1/4 финала)
За прошедшие четыре года на «Нельсон Мандела Бэй» очень много играли в регби, проводили музыкальные концерты и даже пытались поставить мировой рекорд по числу женщин в бикини, собравшихся в одном месте (905 участниц оказалось недостаточно). В общем, использовали арену как угодно, но не как футбольную. С нынешнего сезона ситуация немного изменилась. На стадион переехал новичок премьер-лиги «Чиппа Юнайтед».
«МБОМБЕЛА»
Местоположение: Нелспрейт
Вместимость: 43 589
Начало строительства: февраль 2007 г.
Открыт: 28 октября 2009 г.
Стоимость: $140 млн
Архитектор: RL Architects (ЮАР)
Генподрядчик: Basil Read/Bouygues (ЮАР/Франция)
Принял матчей ЧМ: 4
Памятный матч: Италия – Новая Зеландия – 1:1 (групповой этап)
Домашняя арена клуба премьер-лиги «Мпумаланга» (7‑е место в сезоне-2013/14, средняя посещаемость – 4852). Кроме того, стадион принял два матча с участием сборной ЮАР и восемь встреч Кубка Африки-2013 (лишь половина из них собрала аудиторию больше 15 тыс.). Регулярно трансформируется в арену для регби.
«ПИТЕР МОКАБА»
Местоположение: Полоквана
Вместимость: 45 264
Начало строительства: март 2007 г.
Открыт: 23 января 2010 г.
Стоимость: $150 млн
Архитектор: Prism Architects (ЮАР)
Генподрядчик: WBHO/Paul (ЮАР)
Принял матчей ЧМ: 4
Памятный матч: Франция – Мексика – 0:2 (групповой этап)
Домашняя арена клуба премьер-лиги «Полоквана Сити» (15‑е место в сезоне-2013/14, средняя посещаемость – 6 743). Кроме того, изредка принимает матчи по крикету и регби. В прессе регулярно поднимается вопрос о сносе дорогостоящего объекта или переделке арены под торговый центр.
Доход ФИФА от проведения ЧМ‑2010 составил порядка 3 млрд долларов. Несмотря на обещание содействовать развитию футбола в Южной Африке, ФИФА ограничилась строительством всего пяти новых полей по всей стране, что вызвало возмущение местных любителей футбола.
Обосновавшийся в Южной Африке российский тренер Виктор Бондаренко рассказал «ССФ» о судьбе стадионов, построенных с иголочки к ЧМ-2010, и провел аналогии с ЧМ-2018.
«Хотели показать себя миру, поэтому построили сумасшедшие, красивейшие арены по высшим мировым стандартам. Но чемпионат мира прошел, и стало понятно, что стадионы подобного уровня тут не нужны. Ни один из них не окупается – гиблое дело.
Публика в ЮАР такая, что только дерби может собрать аншлаг, остальные игры людей просто не интересуют. Скажем, на домашние матчи кейптаунского «Аякса» ходят по 2–3 тысячи человек. Представляете, как такая аудитория смотрится на 60‑тысячном красавце-стадионе?
А вот зачем такой огромный стадион Нелспрейту? Понадеялись, что смогут развить прилегающий к границе с Мозамбиком край. А что в итоге? Команды из Йоханнесбурга раза два за сезон организуют там матч чемпионата, когда «Кайзер Чифс», к примеру, принимает «Орландо Пайретс».
Местные скучают по классному футболу и идут на стадион, так что можно подзаработать на билетах. Но помимо этого не происходит ровном счетом ничего. Арена простаивает. А ведь на обслуживание и содержание уходят огромные деньги. В ЮАР жарко, за травяным покровом не так-то просто следить. Дотации, дотации, дотации…
Уж что они в ЮАР только не делают, чтобы организовать какой-нибудь новый турнир. Тут и Кубок Африки, и чемпионат среди юниоров и юношей, и Кубок КОСАФА. Затаскивают всех подряд, лишь бы стадионы не простаивали.
Под регби поле переделывают крайне редко, у всех ведущих команд и так отличные стадионы. Кое-где (на «Кейптауне», например) проводят музыкальные концерты, но удовольствие это дорогое. Приходится восстанавливать «убитую» траву.
Возможно, кто-то на строительстве этих объектов распилил и заработал, но меня это не интересует. У них своя жизнь, своя культура. Куда больше возмущает, что в стратегическом плане абсолютно не продумали, как все эти арены использовать после ЧМ.
Недальновидно. Но это Африка. В Анголе к Кубку Африки-2010 тоже отгрохали четыре красавца-стадиона на 40, 50 тысяч зрителей. Кубок прошел – и стадионы простаивают. Жалко смотреть.
Россия на сегодняшний день мало чем отличается от ЮАР в смысле болельщицкого интереса. Поэтому без особого энтузиазма отношусь к решению строить под ЧМ-2018 так много новых арен. Четыре, максимум – шесть. Но не десять же!
Я понимаю руководителей регионов: каждый хочет получить кусочек. Не говоря про распилы и откаты (грубо, но уж как есть). Но вот зачем большой стадион в Нижнем Новгороде? Там есть футбольные традиции? Это же чисто хоккейный город. Те же вопросы по Саранску, Волгограду, Калининграду. Построят, а потом мучиться будут. Хорошо, если десятка будет ходить на матчи чемпионата», - считает Бондаренко.
Никому не нужные. Что стало со стадионами ЧМ-2010?
К чемпионату мира 2010 года южноафриканцы построили пять абсолютно новых арен на общую сумму в 1,6 млрд долларов. «ССФ» убеждается, что за четыре года, прошедших с турнира, все они стали для страны чемоданами без ручки, и задается вопросом: не повторится ли история в России после ЧМ-2018?
Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter