Владельцам рекламных конструкций в 11 российских городах, которые в 2018 году примут чемпионат мира по футболу, это первенство, возможно, принесет лишь одни проблемы, сообщает "Ъ". По замыслу депутатов Госдумы во время чемпионата наружная реклама на пути следования официальных делегаций может оказаться под запретом либо передана на безвозмездной основе под нужды FIFA.
Особый порядок размещения наружной рекламы в городах, которые через четыре года примут одно из самых престижных в мире спортивных состязаний, закреплен во внесенных вчера в Госдуму поправках к закону "О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года...". Авторы законопроекта — депутаты Мартин Шаккум и Марат Бариев (оба представляют фракцию "Единая Россия"), а также Игорь Ананских (ЛДПР) — предлагают наделить федеральную исполнительную власть правом определять, на каких земельных участках и зданиях "вдоль гостевого маршрута официальных делегаций" вообще не допускается размещение наружной рекламы. Гостевой маршрут — это путь от любого объекта инфраструктуры непосредственно до стадиона, по которому передвигаются участники соревнований и "иные делегации". Такие маршруты определяет FIFA.
С другой стороны, субъекты РФ и муниципалитеты по запросу FIFA на безвозмездной основе и в указанном FIFA количестве должны на время чемпионата предоставить все имеющиеся у них рекламные конструкции вдоль тех самых гостевых маршрутов, говорится в поправках. Это стандартная практика при проведении футбольных чемпионатов мира, уточняет собеседник "Ъ" в оргкомитете "Россия-2018".
Эта инициатива депутатов, безусловно, усложнит жизнь владельцам рекламных конструкций в этих 11 городах, полагает гендиректор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин. "Я против всего, что вводится в принудительном порядке в отношении участников рынка,— говорит гендиректор одного из крупнейших в Петербурге операторов "Постер" Кирилл Опарин.— Если на пути следования делегаций есть рекламные конструкции и на них получены разрешения, непонятно, в каком правовом поле может быть установлен запрет".
Подобные ограничения на наружную рекламу в связи с крупным международным событием однажды уже вводились. В 2011 году вступил в силу закон, который, в частности, регулировал установку рекламных конструкций во Владивостоке во время проведения в сентябре 2012-го саммита АТЭС. Администрация Владивостокского городского округа тогда получила право определять места, где наружная реклама могла быть запрещена. Но в тот момент у большинства конструкций как раз истекали сроки договоров на их эксплуатацию, а в законе было записано, что установка новой наружной рекламы должна проводиться только по результатам торгов. Проведение саммита не перекроило рынок Владивостока, хотя и могло, признает руководитель одного из федеральных операторов наружной рекламы.
В олимпийском Сочи подавляющее большинство мест под наружную рекламу было разыграно на открытом конкурсе летом 2012 года. Особого ажиотажа те торги не вызвали: спрос в этом курортном городе всегда был сезонным, а на размещение наружной рекламы в километровой зоне от олимпийских объектов во время Игр необходимо было заключить договор с Международным олимпийским комитетом. При этом владелец конструкций должен был гарантировать наличие свободных площадей в заранее оговоренном количестве с 7 февраля по 16 апреля 2014 года.
В Москве и Казани основные торги на наружную рекламу уже прошли, и при их проведении особые условия работы во время предстоящего чемпионата мира никак не оговаривались.