По информации «Известий», министр спорта РФ Виталий Мутко, непосредственный участник победы российской заявки на право проведения чемпионата мира по футболу — 2018, теперь хочет закрепить статус своего ведомства в качестве главного по подготовке к данному соревнованию.
Мутко намерен определить стартовый состав дирекции
16 ноября Виталий Мутко представил на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова свои предложения по реализации «Программы подготовки инфраструктуры к чемпионату мира 2018 года». Лучшим решением, на взгляд Мутко, будет поставить Минспорта РФ органом, «осуществляющим контроль и координацию деятельности» всех федеральных органов исполнительной власти, органов власти в субъектах РФ и иных организаций в ходе подготовки к ЧМ-2018.
В ведомстве Виталия Мутко специально к совещанию подготовлен проект Указа Президента РФ (копия есть у «Известий»), которым предписывается в месячный срок разработать и принять общую Программу подготовки инфраструктуры к чемпионату, и уже в трехмесячный срок утвердить региональные программы подготовки инфраструктуры.
Упомянутая Программа в общих чертах разработана и параметры ее объявлены: сам Виталий Мутко говорил о сумме порядка 600 млрд рублей на гостиницы, стадионы, аэропорты, базы для сборных команд и т.д. Фактически это крупнейший инфраструктурный проект ближайших лет с бюджетом, даже на начальном этапе превышающим смету олимпийского Сочи в три раза. При организации чемпионата мира в 11 городах России планируется непосредственно задействовать 900 инфраструктурных объектов.
Предложенный Минспорта механизм предусматривает назначение министерства ответственным исполнителем-координатором Программы. А для осуществления текущего управления предлагается сформировать дирекцию, которая будет осуществлять мониторинг за подготовкой объектов, а также брать на себя функции заказчика по тем объектам, где ответственным исполнителем будет определено Минспорта. По сути эта дирекция будет аналогом «Олимпстроя», который часть объектов ведет сам, а за остальными наблюдает и при необходимости вмешивается в процесс.
Формировать и контролировать данную дирекцию будет спортивное министерство, предложил экс-президент ФК «Зенит» и бывший глава Российского футбольного союза Виталий Мутко.
— Выбор организационно-правовой формы Дирекции программы — автономная некоммерческая организация, госкомпания, фонд и т.п. — осуществляется ответственным исполнителем-координатором, — говорится в представленных правительству предложениях Минспорта. Функции заказчиков по объектам и мероприятиям программы министерство хочет также доверить соисполнителям, либо привлеченным ими организациям.
К ЧМ-2018 могут привлечь международного управляющего
Идея наделить Минспорта функциями головной организации по подготовке к футбольному первенству совсем не лишена логики: подавляющее большинство объектов, которые строятся к ЧМ-2018, имеют спортивное назначение. В то же время у заинтересованных сторон были и другие предложения: например, председатель счетной палаты РФ Сергей Степашин еще в январе прошлого года написал главе правительства Владимиру Путину отдельное письмо о том, что при подготовке и проведении ЧМ-2018 нужно максимально использовать технологии проектного управления, «кадры и сложившиеся творческие коллективы» сочинской Олимпиады. То есть Степашин рекомендовал команду Дмитрия Чернышенко, возглавляющего оргкомитет Олимпиады 2014.
Кстати, в числе подготовленных Минспорта материалов для заседания 16 ноября — сравнительная таблица по вариантам организации управления подготовкой к ЧМ-2018. Всего приведено 4 варианта. Первый — госзаказчик в лице какого-либо министерства. Как пример приведены действующие в России ФЦП, а также Евро-2012 (Украина/Польша), как плюсы — низкая стоимость работ по управлению, прямой контроль за расходованием госсредств. Минусы — неритмичность финансирования, сложности с софинансированием, сложные бюрократические процедуры. Эффективность реализации программы в этом сценарии, как ни странно, министерством обозначена как «низкая».
Второй вариант — создание госкорпорации наподобие «Олимпстроя». Эффективность такого подхода охарактеризована как «средняя» при «максимальной стоимости работ». Среди недостатков также долгий процесс развертывания деятельности, а в преимуществах — возможность переноса неизрасходованных денег на следующий финансовый год. Третьим вариантом числится симбиоз госзаказчика с международной управляющей компанией, и как пример приведена Олимпиада в Лондоне 2012 года. Эффективность такого менеджмента высока, цена работ — «средняя», однако упомянут риск разногласий между партнерами. Наконец, четвертый вариант — спустить управление проектами на региональный уровень, как было сделано при организации Универсиады-2013 (Казань). Расходы на управление Минспорт оценил как низкие, но и эффективность на том же уровне. При этом указан риск нецелевого использования средств и «низкий управленческий уровень в ряде регионов», хотя в плюсах — максимальная приближенность к объектам и четкое понимание возникающих проблем.
В правительстве подумают
По словам информированного источника в Минэкономразвития, по итогам совещания у Шувалова Минспорта поручено доработать предложения по организационной структуре органа, ответственного за реализацию Программы. Это означает, что план подготовки объектов к проведению чемпионата мира в этом году скорее всего принят не будет.
— Окончательных решений сегодняшним совещанием принято не было, обсуждался проект документа, это было рабочее мероприятие, — сказал «Известиям» Виталий Мутко. — Комментировать какие-либо результаты совещания я буду готов только когда Игорь Шувалов подпишет протокол по его итогам, а сегодня ничего не могу сказать. Мы готовимся к докладу премьер-министру и президенту, это все рабочие моменты.
FIFA назвала Россию хозяйкой чемпионата мира по футболу в декабре 2010 года. Официальная заявка РФ содержала гарантии федеральных властей на инвестиции в объеме не менее $3,82 млрд в строительство стадионов.
К июлю 2011 года Минспорта выпустило финансово-экономическое обоснование к законопроекту «Об организации и проведении в РФ чемпионата мира по футболу-2018»; это смета всех затрат, которые предстоит понести российским бюджетам и инвесторам, чтобы достойно провести мундиаль и предшествующий ему Кубок конфедераций ФИФА (проводится за год до старта чемпионата мира). Приведенная в обосновании сумма — 632,37 млрд рублей. Весомая часть инвестиций запланирована в инфраструктуру, не имеющую непосредственного отношения к футболу. Например, на строительство и реконструкцию дорог заложено 241,6 млрд рублей — это самая большая статья расходов. На втором месте по объемам финансирования — строительство и реконструкция стадионов, 123,1 млрд.