Глава Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA) Мишель Платини официально объявил о том, что будет претендовать на пост президента Международной федерации футбола (FIFA). Выборы руководителя головной футбольной организации состоятся только в феврале будущего года, но уже сейчас их исход можно считать предрешенным. Ведь реальных конкурентов у господина Платини попросту нет.
Вчера Мишель Платини выдвинул свою кандидатуру на пост президента FIFA. То есть сделал то, чего от него ждали с 2 июля, когда действующий глава FIFA Зепп Блаттер всего через четыре дня после переизбрания на очередной президентский срок на фоне разгоравшегося коррупционного скандала заявил, что намерен сложить полномочия. Уже тогда господин Платини получил такую поддержку от национальных федераций, что сама целесообразность проведения еще одних выборов президента FIFA оказалась под сомнением. Просто ввиду очевидности их исхода. Собственно, даже до выдвижения господина Платини букмекеры William Hill котировали его с коэффициентом 2,25 против 2,75 на шедшего вторым иорданского принца Али бен аль-Хусейна — того самого, что с разгромным счетом уступил Зеппу Блаттеру. Теперь же коэффициенты еще более выразительны: 1,73 — на Мишеля Платини и 4,0 — на принца Али. Да, есть еще ряд известных лиц, готовых баллотироваться, таких как Зико или даже сам Диего Марадона. Но их участие в выборах вряд ли окажет серьезное влияние на перспективы Мишеля Платини.
Многих удивляло, что господин Платини с официальным стартом своей предвыборной кампании не спешил. Но спешить, как показывает его работа в качестве футбольного функционера, вообще не в его характере. Предварительно Мишель Платини советовался с другими руководителями входящих в FIFA конфедераций, для чего представился весьма удобный повод — проведение в Санкт-Петербурге жеребьевки отборочного турнира чемпионата мира 2018 года. Затем отправился в США, где проходит Кубок CONCACAF, где, похоже, заручился поддержкой представителей стран Северной и Центральной Америки и государств Карибского бассейна. И только после этого направил в адрес национальных федераций, входящих в UEFA, письмо, в котором отметил, что не может оставаться в стороне, когда FIFA переживает наиболее сложный момент в своей истории.
Тут стоит напомнить, что в 2007 году, когда Мишель Платини претендовал на пост президента UEFA, он так же обстоятельно подошел к подготовке. Примечательно, что и тогда одну из важнейших поездок он совершил в Россию, посетив проходивший в Москве Кубок содружества, где заручился поддержкой глав 11 футбольных федераций стран бывшего СССР. В итоге именно "советские" голоса и позволили ему обойти на выборах мэтра футбольного управления Леннарта Юханссона.
С сегодняшнего дня и вплоть до 26 февраля 2016 года, когда пройдут выборы президента FIFA, Мишель Платини будет произносить много дежурных фраз. Часть из них содержится в его вчерашнем письме, где он упоминает о том, что в его жизни наступает переломный момент, говорит, что FIFA нужно начать все с новой страницы, что он видит FIFA как "образцовую, уважаемую, нравящуюся людям организацию". Но куда интереснее посмотреть на дела Мишеля Платини и попытаться представить, что ждет FIFA после его избрания.
Тут стоит отметить, что, когда Мишель Платини бился с Леннартом Юханссоном за пост президента UEFA, его было принято представлять в виде условного "социалиста", защитника маленьких и слабых, противостоящего матерому "капиталисту". Действительно, идеи, которые он принес с собой в UEFA, попахивали социализмом. Это и увеличение присутствия в Лиге чемпионов клубов из небольших футбольных стран, а до того проведение чемпионата Европы-2008 в Польше и на Украине (это был первый случай, когда Восточная Европы приняла такой турнир, и он был воспринят как своего рода благодарность восточноевропейским странам за поддержку на выборах). Ну и наконец случилось внедрение вызывающих массу споров правил финансового fair play (FFP). И если истории с реформированием Лиги чемпионов и проведением чемпионата Европы в Восточной Европе особых возражений ни у кого не вызывали, то вот о пагубности FFP говорят многие. Некоторые даже пытаются отменить действие этой программы через суд. Но Мишель Платини жестко свой план защищает. И тут проявляется другая, свойственная скорее расчетливому бизнесмену сторона господина Платини, который, похоже, долго вынашивает решения, но, приняв их, уже идет до конца. И тут можно вспомнить, как он поступил с Зеппом Блаттером, протеже которого традиционно считался, на июньских выборах. А он, почуяв, что время Зеппа Блаттера уходит, поддержал его соперника.
Вполне вероятно, что после избрания Мишель Платини попытается пройти примерно тот же путь. То есть для начала расплатится с "долгами" за поддержку. Так Федерация футбола Косово поспешила уведомить мир о том, что Мишель Платини обещал в случае избрания президентом FIFA принять эту частично признанную страну в члены организации. И не стоит удивляться, если вдруг чемпионат мира, скажем, 2026 года отправится в страну даже более экзотическую, чем Катар. Ну и стоит ждать по крайней мере попыток распространить действие FFP на весь мир. Чем это обернется, сказать трудно, но наблюдать будет точно интересно.
Наконец, отдельно стоит сказать о том, что может значить избрание Мишеля Платини для России. Пока у нас в стране избрания француза ждут с вдохновением. Так, экс-президент Российского футбольного союза (РФС) Вячеслав Колосков, работавший с господином Платини еще в те годы, когда тот только начинал свое продвижение к вершинам футбольной власти (в 2002 году Мишель Платини был включен в исполкомы FIFA и UEFA), вчера в очередной раз дал понять, что особых проблем в работе с ним не будет. "Платини — молодец!" — отметил господин Колосков, который ранее говорил, что для РФС "это очень хорошая кандидатура". Похожего мнения придерживается и де-факто будущий президент РФС, министр спорта РФ Виталий Мутко: "С Платини у нас хорошие отношения. Мы готовы рассматривать и поддерживать Мишеля, но нужно обсуждать многие вопросы, в том числе и подготовку к чемпионату мира".