Таможенные льготы на ряд товаров были одним из обязательств, которые Россия взяла на себя для получения права проводить чемпионат. Проект разработан «на основе предложений Автономной некоммерческой организации Организационный комитет «Россия-2018» и согласован с представителями FIFA», говорится в справке Минспорта. Изначально подразумевалось, что под льготы подпадут товары, необходимые для «официальных международных спортивных мероприятий». Минспорт предлагает ввозить товары и для «иных» мероприятий» – «связанных с их организацией, проведением, освещением в средствах массовой информации, позиционированием, рекламой, открытием, закрытием и подведением итогов соревнований, которые организованы или одобрены организатором спортивных соревнований».
А в перечень льготируемых товаров он вписал не только профессиональное оборудование для записи и освещения спортивных мероприятий в СМИ, компьютерное и телекомоборудование, офисные материалы и технику, продукты питания, «товары для организации быта участников и организаторов спортивных мероприятий», но и гражданские пассажирские самолеты для перевозки организаторов и участников мероприятий и даже «подакцизные товары». Речь идет об алкоголе, который необходим для выполнения FIFA «ее обязательств перед спонсорами чемпионата мира», говорится в пояснении Минспорта. В нем упоминаются игристое вино и пиво.
На жеребьевке чемпионата в конце июля в зоне спонсоров с ограниченным доступом гостям предлагали в том числе и шампанское, также на банкете FIFA в Русском музее был алкоголь помимо пива, вспоминает один из участников тех мероприятий. По его словам, закупки этих продуктов организовывали сами спонсоры.
Как было в Сочи
Во время Олимпиады в Сочи Международный олимпийский комитет (МОК) и международные спонсоры освобождались от уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество и транспортного налога – по операциям для подготовки и проведения мероприятия. Кроме того, от подоходного налога полностью освобождали спортсменов и членов олимпийских команд, частично – сотрудников МОКа, оргкомитета, национальных олимпийских комитетов, спортивных федераций, компаний-спонсоров, волонтеров и иных граждан, получивших олимпийское удостоверение.
Сейчас коммерческими партнерами FIFA по ЧМ-2018 являются Adidas, Coca-Сola, «Газпром», Hyundai, Kia, Visa, AB Inbev и MсDonald’s, сказано на сайте FIFA. «Если правительство будет давать какие-либо льготы, мы их, конечно, будем приветствовать», – говорит представитель Hyundai в России.
Сейчас в качестве основного бренда спонсор ЧМ-2018 по футболу AB Inbev выбрал Bud, его производство полностью локализовано в России, говорит Ораз Дурдыев из Sun Inbev (российское подразделение AB Inbev). По его словам, для тех немногих брендов, которые компания импортирует в Россию, данная поправка «нерелевантна». Она больше поможет тем компаниям, продукция которых не локализована, полагает он.
Это «преступное решение», считает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. «Последний раз подобными вещами занималась церковь под эгидой фондов спорта в середине 90-х, но тогда это была вынужденная мера, когда нужно было дать выжить спорту и церкви», – рассуждает он. Сегодня никакой необходимости в этом нет, категоричен эксперт: «Не надо нарушать существующие правила, создавая прецедент, потому что потом возникнет лазейка и ею начнут пользоваться».
Подакцизная продукция (табачная и алкогольная) изначально не освобождалась от таможенных и иных сборов при организации масштабных мероприятий, тем более спортивных, отмечает партнер CMS Гайк Сафарян. «Не исключено, что могла возникнуть ситуация, связанная с чьими-либо интересами», – говорит он.
Контролировать целевое использование товаров, которые предназначены для употребления на мероприятиях, после их ввоза невозможно, добавляет юрист. «Обычно, если товары ввозятся по льготному режиму, например для инвестиционных целей, такие товары освобождаются от выплат, если они идентифицируются и контролируется их последующее использование, они четко маркируются. А для алкогольной продукции невозможно отследить последующее использование», – отмечает Сафарян.
Представитель оргкомитета ЧМ-2018 по футболу вчера вечером не смог оперативно прокомментировать предложения Минспорта, рабочий телефон пресс-службы Минспорта вчера вечером не отвечал. Сотрудник министерства, ответственный за разработку предложений, на письменный запрос вчера не ответил. Телефон министра спорта Виталия Мутко вчера был выключен. Представитель аппарата первого вице-премьера Игоря Шувалова (представляет Россию в ЕЭК) заявил, что в аппарате пока не видели предложений Минспорта.