Проект поправок в закон о рекламе, сильно смягчающих требования к рекламе букмекерских контор и тотализаторов, опубликован на портале раскрытия информации. Автор поправок – Минкомсвязи предлагает разрешить такую рекламу в любое время на ТВ, радио и в интернете; в любых периодических печатных изданиях; в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях; в зданиях самих букмекерских контор. Минкомсвязи предлагает незначительные оговорки: реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и гарантировать выигрыш.
Сейчас она допускается – с ограничениями – только в местах проведения таких игр, в рекламно-информационных и специализированных изданиях, а в теле- и радиопрограммах – только с 22 до 7 часов. Это сдерживает развитие российской медиаиндустрии, говорится в пояснительной записке, а поправки позволят поддержать отечественные медиа, а заодно спортклубы и спортивные мероприятия в России.
В начале июня президент России Владимир Путин поручал правительству проработать механизм «увеличения в общих доходах субъектов спорта доли внебюджетных доходов, включая доходы от деятельности букмекерских контор и тотализаторов». Законопроект напрямую не связан с поручением Путина, сказал «Ведомостям» замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, но финансирование спортивных организаций и мероприятий действительно может увеличиться, так как букмекерские конторы направляют часть выручки на их финансирование. «Реклама сможет активизировать деятельность букмекерских контор, соответственно, они будут больше тратить денег на спортивные мероприятия», – надеется он.
Откуда реклама
Российский рынок букмекерских контор – примерно 150 млрд руб. в год, чистая прибыль его участников – 2,5 млрд руб., пишет Минкомсвязи со ссылкой на оценки экспертов. Меры, перечисленные в законопроекте, помогут увеличить рекламный рынок России на 50 млрд руб. в год, верит Волин. Рекламный рынок России в I квартале 2015 г. составил 63,5 млрд руб. (-17%), по данным Ассоциации коммуникационных агентств России.
По оценкам саморегулируемой организации (СРО) букмекеров, суммарный бюджет российских букмекерских контор на рекламу – до 100 млн руб. в год, это небольшая доля их расходов, говорит президент «Бинго-бум» и президент СРО Константин Макаров. Причина – в ограничениях на рекламу, отмечает он. Рекламы практически нет, создается ощущение, что делать ставки – противозаконно, сетует один из букмекеров. Но привлечь букмекеров в традиционные каналы рекламы будет сложно, предупреждает он. Большой интерес представляет реклама в спортивных сооружениях, во время трансляции соревнований, размещение логотипов на форме спортсменов и сувенирах, говорит Макаров. В спорте широко распространено спонсорство, напоминает он.
Рекламный рынок сейчас в кризисе. Сильнее всего сократились доходы издателей газет и журналов: в I квартале 2015 г. – больше чем на треть год к году до 4,8–5 млрд руб. Это катастрофа, говорил главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев: если так и продолжится, то к концу года можно закрывать 20–25% печатных СМИ. Сможет ли решить их проблемы реклама букмекеров и тотализаторов, не известно, сказал Гусев «Ведомостям»: это небольшой рынок, но любые шаги к либерализации рекламного рынка могут быть приняты отраслью позитивно.