Сотовый оператор «МегаФон» в лице своей дочерней компании MegaLabs начинает продвижение в России многопользовательской браузерной игры Auto Club Revolution. Права на издание этой игры в нашей стране компания «Национальный сервисный оператор» приобрела у британского разработчика Eutechnyx.
Игра создана авторами в сотрудничестве с ведущими мировыми производителями автомобилей. Игроки могут выбирать виртуальный аналог одной из многих моделей реальных машин, производить их доводку и устраивать гонки с другими участниками игры на разных трассах. Кроме этого, в игру встроен модуль для обеспечения возможности общения участников между собой. Распространение русскоязычной версии Auto Club Revolution начнется через несколько недель.
Директор по операционной деятельности MegaLabs Виталий Стародубов сообщил «Известиям», что по соглашению с «Национальным сервисным оператором» «МегаФон» примет участие в продвижении игры. Сотовый оператор использует для этого свои каналы рассылки абонентам таргетированной рекламы — последнее означает, что реклама будет отправлена только тем абонентам, которых система сочтет заинтересованными в компьютерных играх. Рассылки будут осуществляться среди массива абонентов, выразивших согласие на получение рекламы. Таких абонентов у «МегаФона», по словам Стародубова, несколько миллионов.
Хотя игра Auto Club Revolution не относится к категории мобильных игр, «МегаФон» решил участвовать в ее продвижении. Смысл такого решения в том, что компания в рамках направления «Игровая студия», работающего в MegaLabs, намерена в перспективе вплотную заняться бизнесом компьютерных игр уже в мобильном сегменте. Участие в продвижении Auto Club Revolution преследует целью заблаговременное формирование в восприятии пользователей образа «МегаФона» как провайдера дополнительных сервисов, в данном случае — игровых.
Соглашение с «Национальным сервисным оператором» не предусматривает на первом этапе никакой оплаты услуг «МегаФона» по продвижению игры на российском рынке. Тем не менее в перспективе сотовый оператор рассчитывает на получение комиссионных с оплаты пользователями игры Auto Club Revolution различных дополнительных игровых функций и возможностей. Для этого, как сказал Стародубов, может быть использован механизм перечисления денег с абонентских счетов «МегаФона».
Главной же задачей на данный момент «МегаФон» считает заявиться в качестве участника рынка компьютерных игр и привлечь к этому внимание как можно большего числа компьютерных игроков, расширяя потенциальную аудиторию игр. С этой целью «МегаФон» пошел на привлечение к этому проекту на аналогичных условиях и своего прямого конкурента — компании «ВымпелКом» («Билайн»).
Планы «МегаФона» напрямую определяют его заинтересованность в расширении игровой аудитории. Как сообщил Стародубов, MegaLabs уже сейчас ведет переговоры с несколькими ведущими производителями игр для мобильных телефонов в России и за рубежом. Целью компании является вхождение на рынок мобильных игр в роли продюсера и распространителя.
Этот рынок в «МегаФоне» считают перспективным. По оценке компании, сейчас объем продаж компьютерных игр в России составляет $1,2–1,3 млрд в год, а в течение трех лет достигнет более $3 млрд. Сегмент мобильных игр в нашей стране будет расти еще быстрее: к 2015 году доходы в нем достигнут $800 млн в год против приблизительно $100 млн сейчас.
Представитель «МегаФона» не сообщил, сколько геймеров планируется привлечь к игре Auto Club Revolution в России. Сейчас игра проходит бесплатное бета-тестирование с привлечением нескольких тысяч пользователей за рубежом. По данным разработчика игры — компании Eutechnyx, в течение последних 10 лет различные ее продукты покупали или загружали для использования на браузерах в среднем около 1 млн пользователей в год.
Александр Пацай, эксперт по мобильным технологиям, ранее возглавлявший направление игр в Mail.ru Group, считает, что успех предприятия сильно зависит от игры. Браузерную игрушку вполне можно продвигать через SMS-рассылку, но там вряд ли на этом можно заработать много денег. При этом Пацай отметил, что, как показывает практика, у операторов связи обычно нет никакой экспертизы в этой области, и их участие ничего не дает проекту в целом, кроме финансирования. Что касается мобильных игр, то там тоже будет непросто, потому что основная играющая аудитория пользуется смартфонами iPhone, а с его производителем Apple возникнут сложные проблемы по взаиморасчетам. Эксперт при этом считает чрезмерно оптимистичной оценку оператором емкости российского рынка мобильных игр и темпов его роста.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин говорит, что игры для использования в мобильных сетях действительно требуют специальной разработки, особенно онлайновые, потому что интерфейс обычных компьютерных игр плохо подходит для сетей мобильной связи, требуя больших объемов передачи исходящего от абонентского устройства трафика. В то же время, по словам Муртазина, до настоящего времени никто из российских сотовых операторов не принимал активного участия в создании мобильных компьютерных игр и не вкладывал в это собственные средства. Операторы предпочитают зарабатывать деньги, предоставляя распространителям игр льготные тарифы на передачу больших пакетов SMS-сообщений, которые используются компьютерными игроками для реализации различных внутриигровых функций.