Олимпийские игры или Чемпионат мира по футболу способны останавливать время. Такие глобальные мероприятия привлекают внимание сотен тысяч зрителей на трибунах стадионов и сотен миллионов зрителей телевизионных каналов, читателей печатных изданий и подписчиков электронных СМИ по всему миру. Поэтому на информационное обеспечение соревнований возлагается важнейшая функция обеспечения высококачественной работы всех прибывших журналистов и корреспондентов ведущих мировых медиа-служб по освещению игр в режимах «онлайн» и «нон-стоп».
Для этого на каждом масштабном спортивном мероприятии функционируют специально создаваемые информационные узлы – медиацентры. Современный медиацентр представляет собой целый комплекс, под крышей которого размещаются телекоммуникационные технические средства и сотрудники телеканалов, радиостанций и других СМИ, освещающих соревнования. Таким образом, медиацентр, как неотъемлемый элемент инфраструктуры, становится главной информационной площадкой спортивного форума. Именно сюда в ходе турнира стекаются все первичные информационные потоки, которые затем ретранслируются по всему миру.
Сердцем медиацентра любого масштабного спортивного соревнования является Международный вещательный центр. Впервые он появился на Летней Олимпиаде в Токио в 1964 году и с тех пор это важнейший инфраструктурный и технический элемент информационного сопровождения соревнований. В МВЦ размещаются главный вещатель и компании-правообладатели. Здесь сосредоточено передовое телекоммуникационное и трансляционное оборудование, сервера и другая аппаратура, позволяющие осуществлять прием и обработку прямого и записанного сигнала теле- и радиотрансляций, а также передавать его на спутники в различные страны.
Также в состав современного медиацентра входит Главный пресс-центр. Здесь трудятся все журналисты, освещающие соревнования. Поэтому одним из основополагающих принципов организации такого пресс-центра должно быть создание комфортных условий для работы и быта представителей СМИ на протяжении всего времени функционирования МВЦ.
Рабочая зона пресс-центра должна предоставлять журналистам посадочные места, каждое из которых оборудовано компьютерами с проводным доступом к интернету и подключено к сети электропитания. Кроме того вся территория Главного пресс-центра должна находится в зоне бесплатного Wi-Fi подключения для аккредитованной прессы.
Главный пресс-центр также должен включать залы для проведения пресс-конференций и комнаты для интервью. Глобальный уровень соревнований означает широкий охват аудитории, поэтому организаторы должны позаботиться о синхронном переводе пресс-конференций, брифингов, презентаций и видео мостов. Для этого залы для проведения пресс-конференций оборудованы техническими помещениями, звукоизолированными комнатами и помещениями для хранения оборудования. Кроме того – рабочие кабины для ТВ-журналистов, различные стендап-позиции, видеоконференцсвязь с центральными пресс-центрами на объектах и стадионах, микс-зоны и инфодески.
И вся эта информационная и телекоммуникационная инфраструктура должна работать как отлаженный механизм 24 часа в сутки на протяжении нескольких месяцев. Даже минимальные сбои просто недопустимы. Понятно, что пиковое энергопотребление, которое медиацентр достигает во время соревнований, будет значительно превышать среднюю норму при дальнейшем использовании объекта. Поэтому, зачастую для обеспечения питания медиа центра используются временные установки. К примеру, на Олимпиаде 2014 на обеспечение работы Медиа центра Сочи было привлечено 30 дизель-генераторов, а общая мощность предоставленной электроэнергии составила 34 мВт.
Но выполнением должностных обязанностей журналистов жизнь медиа центра не ограничивается. Как правило, представители международных СМИ приезжают в места проведения масштабных соревнований до их начала и покидают их не сразу по окончании. Поэтому для них должны быть созданы комфортные бытовые условия, позволяющие не отвлекаться от работы на различные мелочи. Гостиница может находиться как поблизости от медиа центра, так и непосредственно на его территории. Также журналистам необходимо обеспечить наличие дополнительных услуг, таких как фудкорты, зоны отдыха, банки, магазины, почтовые отделения и аптеки.
Одним из важнейших вопросов, на который необходимо ответить организаторам любого спортивного форума, является понимание того, как распорядиться появившимся инфраструктурным наследием. Особенно это касается такого специфического и узкоспециализированного объекта как медиацентр. Существует два основных подхода к организации медиацентра – совместить его с другим сооружением или же строить как отдельное здание с нуля. Конечно, не только перспективы дальнейшего использования, но и масштабы турнира, а с ним и технические требования, оказывают влияние на такой выбор. За последние годы в России были опробованы обе модели. Медиацентр Универсиады 2013 в Казани располагался на двух этажах Западной трибуны стадиона «Казань-Арена» и занимал площадь более 6 тыс. кв. м., где располагались Международный вещательный центр, Главный пресс-центр и коммерческая зона. Поэтому ни с организацией, ни с дальнейшим использованием помещений особых проблем не возникало – все службы после скорого перепрофилирования отдельных функциональных элементов продолжают свою работу в обычном режиме.
Для сочинской Олимпиады же потребовалось отдельное сооружение соразмерное масштабу самих игр, способное обеспечить работу около 10 тысяч представителей мировых СМИ. Главный Медиацентр Олимпиады 2014 был возведен непосредственно у Олимпийского парка в шаговой доступности от основных сооружений и транспортных развязок. Международный вещательный центр, Главный пресс-центр и другие объекты располагались в трехуровневом здании площадью свыше 150 тыс. кв. м. Впечатляющие размеры являлись необходимостью – автомобильная парковка и технические помещения, гостиница на 600 мест, пресс-зал на более 300 журналистов, более 40 рабочих кабин для ТВ-компаний, офисы 43 ведущих мировых информагентств, 4 зала для проведения пресс-конференций, 3 комнаты для подготовки спикеров. А также зоны отдыха, банки, почта, аптеки, супермаркет, фитнес-центры, химчистки, сувенирные магазины, рестораны и фудкорты. При этом все помещения были сгруппированы в нескольких зонах с отдельными входами для того, чтобы тысячи представителей СМИ не мешали работе друг друга.
В пост олимпийский период такое масштабное сооружение решено было использовать как главную конгрессно-выставочную площадку в Краснодарском крае. Для этого необходимо было перепрофилировать некоторые зоны, в частности первый уровень и вспомогательные помещения стали автомобильной парковкой. И уже к концу 2014 года здесь прошел Международный инвестиционный форум «Сочи 2014» и ряд всероссийских конференций и форумов, запланировано проведение решающего Матча за звание чемпиона мира по шахматам и Всемирной олимпиады по робототехнике, а также Международной конвенции «SportAccord» совместно с заседанием исполкома Международного олимпийского комитета в апреле 2015.
Николай Чегорский, редактор отдела спорта в РБК:
– В нынешнем году работал в медиацентрах всех крупных соревнований. Доводилось работать в медиацентрах на кубках мира по сноуборду, бобслею и лыжным гонкам, баскетбольной Евролиге, а также на внутрироссийских соревнованиях, таких как КХЛ и РФПЛ.
Лучшим из них, по моему мнению, является тот, который функционировал в олимпийском Сочи. Чем крупнее соревнование, тем более информативен и удобен для прессы медиацентр. Здесь Олимпиада и чемпионат мира по футболу стоят особняком. Однако в Бразилии существовало две объективные проблемы: постоянные очереди за билетами на трибуну для прессы, а также абсолютное незнание сотрудниками пресс-центра английского языка. В Сочи таких проблем не возникало. Огромный зал для работы журналистов, где всегда были свободные места, множество стендов с расписанием, статистикой и информацией. Практически около каждого рабочего места были оборудованы плазмы. Все это очень контрастировало по сравнению с работой медиацентров на других крупных мероприятиях.
Николай Вдовин, креативный редактор еженедельника «Футбол»:
– Работал во многих медиацентрах. На Евро-2012 в Варшаве, например, он был вполне достойный. Первый параметр, по которому оценивается крутость такого центра – бесплатный и качественный Wi-Fi. Очень важно, чтобы подключение к Интернету было максимально простым, чтобы любая обезьяна с гранатой могла выйти в Сеть, не нанося урон окружающим и не срывая дедлайны. И чтобы Wi-Fi работал везде: и на трибунах, и в медиацентре, и в конференц-зале, и в микст-зоне. Второй параметр – возможность отслеживать параллельные события в медиацентре. Проще говоря, мониторы, по которым идет трансляция параллельных событий. Важно, чтобы и звук работал. Свежий пример – в микст-зоне стадиона «Открытие Арена» есть мониторы, и на них даже выводится трансляция пресс-конференций, но вот только услышать, о чем говорят тренеры, нет никакой возможности, и от этого в ожидании спикеров становится грустно и тоскливо. Третий параметр – еда. Очень важно, чтобы в медиацентре было кафе с доступными ценами и хорошим ассортиментом. Меня в принципе устраивал и «Макдональдс» на различных Евро. Впрочем, любая сетевая
кофейня с незавышенными ценами сойдет. Четвертый параметр – транспортная доступность и парковки для прессы.
Игорь Рабинер, обозреватель газеты «Спорт-Экспресс»:
– За 25 лет профессиональной карьеры видел сотни пресс-центров и очень многими был в равной степени доволен. Сейчас в мире стандарт медиацентров достаточно высок, и все они в целом похожи друг на друга. Разнится только масштаб в зависимости от значимости соревнования. На чемпионате мира по футболу или Олимпиаде это огромные многофункциональные центры, которые целиком за день не обойдешь. И должен заметить, что медиацентр на Играх в Сочи был одним из лучших.
Андрей Карташов, корреспондент ТАСС:
–Так как в спортивной журналистике я без малого 10 лет, то успел отметиться во многих медиацентрах. В целом они все как один похожи: опен-спэйс, рабочие столы, несколько компьютеров и телевизоров с трансляцией спортивного события. Запоминающихся не так много. Пожалуй, медиацентр в Киеве во время Евро-2008 – там находился «Макдональдс»! В Париже во время «Ролан Гаррос» – там очень вкусно кормят и угощают божественным вином. В «Лужниках» платный Wi-Fi на 5-звездочном стадионе – это легендарно. И в Берлине во время «Финала четырех» Евролиги. Там во всю стену огромными метровыми буквами черной краской и русским языком было написано: «ЖОПА»! Отчасти это стало пророчеством, так как ЦСКА потерпел обидное поражение.
Николай Петросян, экс-руководитель редакции чемпионата:
– Я работал примерно в 20 медиацентрах европейских и южноамериканских стадионов. Особо выделю медиацентр Национального стадиона в Варшаве. Просторное помещение, в котором удобно размещаются сотни журналистов, большое количество ячеек в камере хранения для вещей разных габаритов, достаточное число ЖК-панелей на стенах, комфортабельный конференц-зал с мягкими креслами, стабильная беспроводная связь. Набор всех этих условий, необходимых для продуктивной работы журналистов, можно встретить далеко не везде.
Наталья Калугина:
– Я в профессии много лет, поэтому число медиацентров подсчитать не берусь. Как правило, очень прилично организованы центры, которые созданы на московских стартах службой ДСЗМ, хотя проблем много, как правило, чисто технического порядка. Самая острая – позднее поступление итоговых протоколов из секретариата соревнований. В остальном с ними проблем не бывает. Более того, стараются помочь даже тогда, когда я поздно отсылаю заявку на аккредитацию. К слову, именно команда Полинского в свое время потрясающе отработала на московском форуме. Им пришлось охватить огромную территорию «Лужников». Остальные медиацентры в России не слишком удачны. Некритично, но проблемы доставляют. Из лучших медиацентров, безусловно, те, которые были организованы на разных стартах в Ризе, где я была три или четыре раза на чемпионатах мира и Европы по спортивной и художественной гимнастике. Боюсь, что настолько четкая работа в России невозможна в принципе в силу особенностей национального характера.
По большому счету выжить можно везде, если есть Wi-Fi, розетка для подзарядки ноута, место, куда все это можно прислонить, и минимальный доступ в микст-зону. Все остальное – приятные, но необязательные бонусы.
Борис Титов, специальный корреспондент отдела спорта в РБК-ТВ:
– В спортивной журналистике я уже 30 лет, включая внештатную работу. Поэтому счет медиацентров, в которых приходилось трудиться за это время, идет на сотни. Одних только Олимпийских игр 11, а там, кроме главных медиацентров, есть вспомогательные, расположенные на крупнейших объектах, вроде легкоатлетического стадиона, как в Атланте-1996, или центра водных видов спорта, как в Сиднее-2000. И хотя набор услуг в медиацентрах Олимпиад или чемпионатов мира и Европы примерно одинаковый, я бы особо выделил два. Первый – на Играх-2006 в Турине. Его разместили в здании бывшего конвейера завода «Фиат», откуда было удобно добираться до Олимпийской деревни (просто пройти по подвесному мосту), исторического центра города и ледовых дворцов. Другой пример – совсем свежий. Чемпионат мира по дзюдо-2014 в Челябинске. Пресс-центр турнира был оснащен всем необходимым для бойкой передачи информации, а специальные автобусы быстро доставляли репортеров в гостиницы. Вдобавок ко всему нас кормили вкусными бесплатными обедами с хорошим выбором горячих блюд. Такое сейчас случается крайне редко. На тех же Играх в Сочи это было ужасно, причем за деньги.
Источник журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" Октябрь/Ноябрь 2014 года