Вчера состоялось заседание совета директоров ООО "Лига-ТВ" с участием представителей ведущих клубов Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ). На нем, в частности, был представлен отчет о реализации медиаправ РФПЛ за прошлый и текущий сезоны и прогноз на будущий. Из документа следует, что футбол, по крайней мере пока, ощутимых доходов генерировать не способен.
"Лига-ТВ" была создана РФПЛ в 2011 году для того, чтобы заниматься реализацией коммерческих и медийных прав на чемпионат, проводимый премьер-лигой. Одной из целей ее формирования было названо "повышение доходов клубов". На деле впервые о себе "Лига-ТВ" заявила лишь летом прошлого года, когда был подписан трехлетний контракт с "НТВ плюс", по которому телекомпания получила права на трансляцию матчей чемпионата России. Примечательно, что "НТВ плюс" предложила меньшую сумму, чем ВГТРК. Последняя совместно с международным спортивным агентством Infront Sports & Media была готова заплатить за право показа матчей чемпионата в течение семи сезонов $420 млн. Этот вариант, однако, был отвергнут РФПЛ, после чего ВГТРК выдвинула новое предложение уже без партнера — $110 млн за три года. Плюс компания брала на себя расходы на производство контента. Но РФПЛ не устроило то, что в обоих случаях ВГТРК требовала передачу ей эксклюзивных коммерческих прав. "НТВ плюс" же на эксклюзивности не настаивала и в итоге получила права на трансляцию матчей за 4,38 млрд руб. с НДС (почти $138 млн на день совершения сделки), из которых 1,57 млрд руб. телекомпании вернули — на покрытие расходов на производство контента.
Руководители футбольных клубов, комментируя сделку, полагали, что она "знаковая", поскольку знаменует собой переход РФПЛ к самостоятельному созданию контента, что в перспективе должно усилить конкуренцию среди телекомпаний за право показа матчей национального первенства. Однако, как следует из "Отчета о реализации медиаправ РФПЛ", имеющегося в распоряжении "Ъ", реализация футбольного продукта идет сложно.
В документе, отправленном генеральным директором ООО "Лига-ТВ" Ильей Геркусом президенту РФПЛ Сергею Прядкину, в частности, перечисляются шесть платформ платного телевидения, с которыми у организации заключены договоры на дистрибуцию. Помимо "НТВ плюс" это еще "Триколор", "Ростелеком", "Акадо", "Орион-Экспресс", "Вымпелком" и МТС. Общее количество абонентов "Лиги-ТВ" по состоянию на 31 октября нынешнего года составило 266 тыс. человек. По сравнению с данными на конец июля прошлого года оно увеличилось на 214 тыс. В отчете отмечается, что каждый абонент, подключившийся к телеканалу "Наш футбол", приносит "Лиге-ТВ" в большинстве случаев 74,5 руб. в месяц. В сумме выходит около 20 млн руб. в месяц.
Однако остальные цифры выглядят куда менее впечатляющими. Скажем, в отчете приведен список из 32 матчей чемпионата России, которые транслировались на федеральном канале НТВ начиная с июля прошлого года. Причем необходимо отметить, что на него попадают только важнейшие игры тура. Напротив каждого матча указан рейтинг, который получила его трансляция. Так вот только у одной встречи ("Спартак"—"Зенит", 11 октября) он превышает три пункта — 3,2, при доле 12,4 пункта, что в любом случае показатель очень скромный. Отметим, что средняя доля по каналу НТВ в настоящий момент примерно 14 пунктов, а по заведенной практике, если передача регулярно показывает процент ниже средней доли по каналу, она подлежит либо закрытию, либо реформированию. А ведь подавляющее большинство игр показали еще меньшие цифры.
В отчете приведены и данные по рекламным доходам на канале "Наш футбол". В текущем сезоне, по данным на 1 декабря, они составили всего 13,118 млн руб. Это совершенно несущественная для футбольных клубов цифра. По оценкам экспертов, бюджеты самых небогатых команд премьер-лиги все равно превышают $30 млн.
Между тем из отчета следует, что "Лига-ТВ" все-таки надеется изменить ситуацию в лучшую сторону. В нем приводятся и пожелания к партнерам из головных футбольных структур, с помощью которых эти улучшения можно осуществить. Так, в документе говорится о том, что необходимо "построить стадионы, позволяющие проводить качественную съемку, закрепить в контрактах игроков и тренеров обязанность участвовать в передачах и программах канала в течение года, а также в съемках рекламных роликов для канала и РФПЛ". Отмечается также, что "необходимо развивать собственное производство передач на канале".
Гендиректор "Лиги-ТВ" прогнозирует, что "к 2020 году большую долю рынка смотрения составит Smart TV и мобильное смотрение". Эти направления "Лига-ТВ" начнет активно развивать со следующего года.
Источник "Ъ"