Ректор Российского Международного Олимпийского Университета, профессор Лев Белоусов рассказал СБК о спортивном менеджменте и своем видении роли государства в развитии спортивной индустрии.
Как Вы оцениваете на данный момент систему образования, какие у неё перспективы развития, проблемные точки?
Это очень общая формулировка вопроса поскольку существует серьезная разница между образованием в широком смысле и образованием в области спортивного менеджмента. Фундаментальная наука – это наука ради развития науки, теоретические и экспериментальные исследования. В нее не любят вкладывать деньги, у нее отдаленные, кумулятивные результаты, но прогресс без нее практически невозможен. А есть прикладная наука, это как раз наш случай.
Хорошо, тогда какие есть сложности в спортивном менеджменте как прикладной науке?
Проблемы управления были и прежде, но в России они особые. У нас нет глубокой традиции, школы менеджмента, точнее, она была, но оказалась прервана известными историческими событиями, т.е. большевистской революцией. Соответственно, не могла сформироваться в новых условиях личная ответственность: не было владельцев, заинтересованных в конечном результате, не было и менеджмента. Глобально, это все наследие советского социалистического прошлого. И поэтому взрастить новое поколение менеджеров за 25 лет не так-то просто. Менеджерская культура не падает с неба – она формируется. Для этого нужны определенные условия. Прежде всего необходим запрос общества.
Как давно появился такой запрос?
На Западе спортивный менеджмент стали преподавать относительно недавно, в 80-е годы XX века. Первые школы появились в США и Великобритании. Там поняли, что нужны люди, способные качественно управлять спортивной индустрией. Они осознали, что спорт высших достижений возможен только при развитии массового спорта в стране. А поскольку весь массовый спорт развивать невозможно, они делали ставки на те виды, которые популярны и пользуются спросом. Тогда появилось понимание, что этим надо правильно управлять. Более того, поскольку это общество капиталистическое, в нем развита конкуренция и любой вид деятельности оценивается с точки зрения коммерческого успеха. На деньги государства, местного бюджета, на доброе отношение губернаторов им особенно рассчитывать не приходилось, хотя и из этих источников средства тоже поступали.
Как можно определить термин «современный спортивный менеджер»?
Современный менеджер в лучшем его толковании – это не тот человек, который только и исключительно способствует успешности бизнеса. В процветании бизнеса он видит свой собственный, личный успех, даже в том случае, если не является его владельцем. Тогда он сопереживает, тогда он выкладывается и делает все то, чтобы бизнес, и он сам были успешны.
Как вы оцениваете потребность рынка в спортивных менеджерах? Сколько их нам сейчас необходимо?
Трудно сказать наверняка. Я оцениваю пока эту потребность, где-то 20-30 тысяч специалистов. Вопрос скорее не в их количестве, а в качестве. Эти люди в большинстве своем не только не имеют необходимого «бэкграунда», чтобы эффективно управлять объектами или соревнованиями, у них просто не было возможности научиться этому. Кто эти люди? Если посмотреть на них, то большая часть из них – бывшие спортсмены, не имеющие соответствующих навыков, даже если они закончили институты физкультуры. Сейчас к спорту нельзя относиться исключительно как к социальной сфере, за которую отвечают федеральные и местные власти. Недаром мы говорим о спортивной индустрии. Она должна приносить прибыль. Но для этого спорт действительно должен стать массовым, и вокруг него должно развёртываться «сопутствующее» производство в самом широком смысле слова.
Вы считаете, что государство должно полностью перестать финансировать спортивную индустрию?
Не надо впадать в крайность – либо государство, либо частный бизнес. Я считаю, что поддержка государства должна состоять в создании благоприятных условий для развития спортивной индустрии. Обязательно должны быть налоговые льготы, специальные условия по привлечению людей к тем или иным видам спорта. Главная проблема в том, что у нашего управленческого аппарата зачастую «паразитическое» отношение к тому, что они делают. Они считают, что им должны давать деньги, потому что это социально значимая сфера (и это правда), но это не означает, что не нужно искать другие источники дохода. Необходимо правильно выстроить работу стадионов, спортивных площадок, бассейнов, маркетинговую политику спортивного мероприятия, уметь разговаривать с рекламодателями, уметь выстраивать отношения со СМИ, привлекать спонсоров и т.д. Одной любви к спорту мало, чтобы стать управленцем. Зачастую грамотными управленцами становятся не столько те, кто любит спорт, сколько те, кто знает, как его развивать и правильно продавать.
Вы можете привести примеры удачного спортивного менеджмента?
Еще до сочинских Игр мы приводили в пример Спортивный комплекс имени Александра Карелина в Сочи. Вся сборная наших борцов и все чемпионы там. При этом центр не получает денег из казны. Они умеют работать со спонсорами, они умеют правильно эксплуатировать объекты, развивать свою базу. В этом большая заслуга и самого Карелина, который умеет блестяще все это подать, привлечь внимание. Еще один удачный пример – батутная школа в Ейске.
Если вернуться к менеджменту, то насколько велик спрос? Часто ли к вам обращается работодатель в поисках специалиста?
Вы уловили в своем вопросе новую тенденцию, которая пробивает себе дорогу. Спорт в России стал своего рода национальной идеей, и то количество мероприятий международного уровня, которые прошли и пройдут у нас, подтверждает это. Некоторые крупные корпорации, например, Сбербанк, стали систематически привлекать своих сотрудников к занятиям спортом. Для развития корпоративных программ берут наших выпускников. Это очень хороший показатель, когда компании создают спортивные подразделения, например, PwC. Они ездят консультировать по всей стране, значит, в этом есть потребность.
Подобные обращения – это частный случай или они носят массовый характер?
Пока рано говорить, у нас слишком короткая история, но в подтверждение тенденции могу сказать следующее. В нашем университете в этом году появилась новая форма взаимодействия с работодателями – Ярмарка вакансий. В апреле к нам приезжали работодатели из Красноярска, Санкт-Петербурга, Краснодара, местные компании из Сочи. Они рассматривали наших ребят как своих потенциальных сотрудников. Когда ребята защитятся, надеюсь, кто-то наверняка воспользуется этими возможностями. Так что потребность есть.
В спорте, в футбольном мире сейчас - эпоха перемен. Как Вы думаете, с чем это связано?
Последние события лишний раз подтверждают мысль о том, что есть базовые принципы управления, которым необходимо следовать, и тогда никаких скандалов не будет. К этим принципам, канонам нужно добавить кристальную честность, прозрачность и открытость. Иными словами, то, чего многим не хватает.
Какие Вы видите перспективы развития профессионального футбола в России?
Известно, что следующий Совет при Президенте по спорту будет посвящен футболу. Это значит, что проблемы назрели настолько, что ими будут заниматься на самом высоком уровне. С моей точки зрения главная задача – это создание правильной системы подготовки резерва. В немецком футболе, например, в свое время задумались об этом, и, со свойственной немцам педантичностью , начали создавать региональные академии. У них идет селекция молодых игроков в будущие сборные, начиная с начального уровня. Нам тоже стоит поразмышлять на эту тему. Правильное управление клубами и федерациями нужно начинать с самой базы, искать перспективных спортсменов, привлекать молодёжь к футболу. Ключевые факторы – популяризация вида спорта и формирование собственного резерва, на который можно опираться, а не только и не столько покупать легионеров. Повторюсь, дело в системности.
Сейчас спорт – это политика. Как спорту быть вне политики?
К сожалению, политика оказывает влияние на развитие спорта. Однако, спорт никогда не должен становиться орудием политики.
Можно ли считать политикой скандал на конвенции SportAccord?
Пример неудачный, так как совершенно точно этого никто не ожидал. Да, проблемы, о которых говорил Мариус Визер, реальны, и он был не первым, кто их озвучил. Вопрос в другом: если есть проблемы, то надо искать правильные, адекватные пути их решения, нужно их обсуждать в рабочем порядке, договариваться, полемизировать.
Кстати, в этом году в нашей программе «Мастер спортивного администрирования» появился как раз новый курс по коммуникациям. Мы как раз учим наших студентов использовать адекватные инструменты для достижения собственных целей.
Изменился ли преподавательский состав в РМОУ? Будет что-то новое для студентов?
Основной преподавательский костяк останется тем же: сейчас в качестве приглашенных профессоров у нас работают коллеги из 10 стран мира, из Сорбонны, ведущих британских, канадских университетов, а также известные российские преподаватели по спортивному менеджменту. Мы вновь планируем практику на Гран При России Формулы 1, на олимпийских объектах Сочи, а также за рубежом.
РМОУ сейчас активно развивает сотрудничество с Китаем?
Генеральная Администрация по делам иностранных специалистов (SAFEA) Китая официально наделила нас правом вести образовательную деятельность по подготовке и переподготовке китайских специалистов. Буквально на днях мы приняли первую группу слушателей в составе двадцати пяти руководителей спортивных ведомств и объектов из различных провинций КНР. Среди них, кстати, известная фигуристка, олимпийская чемпионка Игр в Ванкувере Шень Сюэ. Китайские слушатели будут учиться по краткосрочной программе повышения квалификации «Менеджмент спортивных соревнований». Выбор тематики вполне очевиден с учетом того, что Пекин претендует на право проведения зимних Олимпийских Игр 2022. А мы готовы на примере Сочи проиллюстрировать весь процесс: от этапа подготовки и проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр и до использования их наследия включительно. Надеюсь, что это только начало нашего сотрудничества и в будущем у нас вырастет число студентов из Китая на основной программе «Мастер спортивного администрирования».
Как у вас сейчас идет набор? Из каких стран приедут учиться в Сочи в новом учебном году?
Пока, конечно, рано подводить итоги, набор в самом разгаре. Но могу сказать, что заявления на обучение в РМОУ подали уже представители 13 стран: из Ирландии, Канады, Южной Кореи, Ливана, Барбадоса, Доминиканской Республики, Уганды и, конечно, из России.
А что с россиянами? Работаете ли Вы со спортивными федерациями, клубами, есть ли у них интерес отправлять своих специалистов в РМОУ для повышения квалификации?
Мы рассылаем во все наши спортивные федерации письма с предложением обучения по программе «Мастер спортивного администрирования». Но отклик пока, увы, слабый. При этом, в университет, на стипендии Благотворительного Фонда Владимира Потанина, поступают многочисленные заявления от целеустремленных ребят, которые выросли в спорте, хотят научиться управлению, чтобы продолжить карьеру в любимой сфере, но в другом качестве. Им очень нужна поддержка их федераций. Это очень важная тема: социальная адаптация спортсменов. Мы уже работаем в этом направлении вместе с Фондом поддержки олимпийцев России, но этого недостаточно, нам одним этот камень не сдвинуть. Необходима четкая, более широкая программа, объединение усилий всех заинтересованных сторон: государства, федераций, клубов, спонсоров.
Россияне у нас учились и учиться будут. Причем, и на русскоязычной и на англоязычной версиях программы.
Сейчас проходят Европейские игры в Баку. Планируете посетить?
К сожалению, не смогу. У нас сейчас идет выпуск, защита дипломов. А это для меня приоритет.
Беседовала Александра Савраева