Эмигрант из Китая, фармацевт с украинскими корнями и суперзвезда «Питтсбурга» – Sports.ru рассказывает о владельцах клубов Восточной конференции НХЛ.
«Бостон Брюинс»
Владелец: Джереми Джейкобс, председатель правления кейтеринговой компании Delaware North Companies, основанной его отцом в 1915 году.
Состояние по оценке Forbes: 2,7 миллиарда долларов
На протяжении последних 40 лет он продолжает дело отца, который начинал с продажи попкорна и арахиса, а перед смертью оставил сыну перспективную компанию, ставшую со временем одной из крупнейших в США. Спорт всегда был одним из главных хобби Джейкобса-младшего, и в 1975-м он решился на покупку «Бостон Брюинс», выложив за клуб 10 миллионов долларов. Сейчас, по данным Forbes, «мишки» стоят не меньше 300, и один из самых дорогостоящих проектов лиги.
Болельщики «Брюинс» ненавидели Джейкобса долгое время сразу по нескольким причинам. Первое и, возможно, самое главное – он живет в Баффало, где базируются одни из самых принципиальных врагов бостонцев «Сэйбрс». Миллиардера не раз обвиняли в скупости, из-за которой лидеры команды частенько уходили из нее, только получив статус свободного агента, или устраивали забастовки. И третье, «Бостон» не мог выиграть Кубок Стэнли с 1972 года, что на фоне успехов баскетболистов «Селтикс», бейсболистов «Ред Сокс» и футболистов «Патриотс» казалось полнейшим провалом. Летом 2011-го «Брюинс» прервали черную серию, а сейчас их платежка – самая загруженная в НХЛ, но у фанатов команды появился новый повод невзлюбить Джейкобса. Он представляет интересы владельцев клубов лиги в переговорах с профсоюзом. По сообщениям ESPN, вариант дележки доходов «50 на 50» его совсем не устраивает. Мало.
«Каролина Харрикейнс»
Владелец: Питер Карманос, основатель и председатель компании Compuware
Состояние по оценке Forbes: 1 миллиард долларов
В 1973-м сын греческих эмигрантов воодушевил пару друзей на создание небольшой фирмы из 25 человек, где было бы «весело и интересно работать». Вложив около 10 тысяч долларов, полученных от возврата налогов, они доросли до гигантов софт-бизнеса, коим сейчас является компания Compuware. Несмотря на южные корни, Карманос серьезно увлекся хоккеем. До того, как стать владельцем «Каролины», он «потренировался на кошках», то есть на юниорах. В конце 70-х с его подачи была создана любительская лига в Детройте, затем Карманос купил клуб ОХЛ «Виндзор Спитфайерс», после чего успешно вложил деньги в «Плимут Уэйлерс», также блеснувших в лиге Онтарио. Рано или поздно он добрался бы до НХЛ, и это случилось в 1994-м, когда Карманос приобрел «Хартфорд», выложив за бедствовавший клуб 47,5 миллионов.
Отчаявшись заработать хоть какие-то деньги на хоккее в Коннектикуте, в 1997-м компьютерный магнат перевез «китобойцев» в Роли, где они стали «Каролиной Харрикейнс». На спортивном фронте дела у них идут неплохо – финал Кубка Стэнли-2002, победа в плей-офф-2006, но в финансовом отношении «ураганы» не так успешны. Вот уже несколько лет Карманос пытается продать часть клуба, стоимость которого оценивается в 162 миллиона.
«Тампа-Бэй Лайтнинг»
Владелец: Джефф Уиник, президент компании Tampa Bay Sports and Entertainment
Состояние по оценке Forbes: 800 миллионов долларов
Один из богатейших людей Бостона – пятый владелец «Тампы» в недолгой истории клуба. Он сделал имя работой в инвестиционном фонде Fidelity’s Magellan Fund еще в 90-х, прославившись не только успешными сделками, но и тем, что поторопился вынуть деньги из стремительно развивавшихся технологичных компаний, вроде Nokia или Cisco Systems, из-за чего клиенты фонда получили меньшую прибыль, чем могли бы. А состояние Уиник сколотил, когда уже работал на себя, все в той же сфере инвестиций.
Покупка «Тампы» обошлась ему в 93 миллиона, хотя прежние владельцы клуба Орен Коулс и Лен Барри заплатили 200. Он немедленно погасил долги, а также пригласил профессионалов на важные посты: Стивен Айзерман стал генменеджером, а Тод Лейвеке – главным во всем, что касается экономического развития. Вопрос с посещаемостью вроде бы удалось решить (она выросла с 15 до 18,5 тысяч), команда смогла дойти до финала конференции, но из-за ошибок прежнего руководства выйти в ноль или начать зарабатывать Уинику пока не удается.
«Рейнджерс»
Владелец: компания Madison Square Garden Company. Долгое время она была частью Cablevision Systems Corporation, которая являлась пионером кабельного телевидения в США. Президент – Джим (Джеймс) Долан.
Состояние по оценке Forbes: 3,3 миллиарда долларов (состояния семьи Доланов).
Обойдемся без детальных подробностей сделки, по итогам которой во владения Доланов перешли арена Madison Square Garden, клуб НХЛ «Рейнджерс» и НБА «Никс», а назовем лишь сумму – 1,1 миллиарда долларов, дату случившегося – август 1994-го и контору, которая, собственно, рассталась со всеми активами – Viacom. Переговорами по продаже занимался Чарльз Долан, человек, основавший в 1965-м канал HBO и обменявший его на то, что в последствии станет Cablevision, одну из ведущих телекоммуникационных компаний США. Его сыну оставалось только продолжить дело отца, чем он после некоторых колебаний и занялся.
С 1999-го он отвечает, в том числе, и за состояние спортивных команд, и это при нем в Нью-Йорке появлялись Павел Буре, Бобби Холик, Яромир Ягр, Эрик Линдрос и прочие звезды, не оправдавшие капиталовложения. В прессе иногда проскакивают неблагоприятные финансовые отчеты его компании, но судя по тому, как много тратят на «Рейнджерс» Доланы, на хоккее они экономить не планируют.
«Флорида Пантерс»
Владелец: компания Sunrise Sports and Entertainment, председатель правления – Клифф Вайнер
Состояние по оценке Forbes: -
Новый человек в мире хоккейного бизнеса. Формально, он лишь совладелец «Пантерс», но его партнер Стю Сигел, с которым Вайнер и купил клуб у Алана Коэна за 200 миллионов, в дела спортивные не лезет, предпочитая оставаться на вторых ролях. Про Клиффа известно совсем немного. За его плечами учеба в престижном университете, работа в солидных инвестиционных и трейдинговых компаниях. С 2003-го он активно вкладывал деньги во «Флориду», а в 2007-м стал подключаться к вопросам управления клуба.
Став полноправным владельцем «пантер» в ноябре 2009-го, Вайнер первым делом уменьшил вместимость арены южан, сделав ее более комфортной, а также пригласил Дэйла Тэллона, слепившего чемпионский состав «Чикаго». Да, это стоило бизнесмену миллионов долларов, но «Флорида» впервые за 10 лет вышла в плей-офф, а посещаемость команды за 3 года увеличилась на 1,5 тысячи (с 15,1 до 16,6). Даже во времена Павла Буре на «кошек» не ходили так, как сейчас.
«Филадельфия Флайерс»
Владелец: компания Comcast Spectacor, председатель правления Эд Снайдер.
Состояние по оценке Forbes: 2,5 миллиарда
Снайдер – один из долгожителей лиги и самых ее влиятельных людей. Он владеет клубом с момента его основания. Да что там, это именно благодаря Эду в Филадельфию вернулась команда НХЛ. В 1966-м начинающий бизнесмен решил вопросы с хоккейной ареной, а также взял на себя все денежные обязательства (почти 2 миллиона долларов), для чего ему пришлось заложить в банке свое жилье. Риск был оправдан. В 70-х «летчики» выиграли два Кубка Стэнли, а созданная Снайдером телерадиокомпания Spectacor только росла в цене. В 1996-м он продал ее Comcast’у за 150 миллионов долларов, сохранив при этом треть всех акций и получив пост председателя правления.
А вот еще одна байка от Снайдера. Сразу по окончании университета он устроился работать бухгалтером на заправочную станцию. Узнав, что владелец заправки получает в 5 раз больше него, бывший студент страшно разочаровался, когда ему сказали, что выйти на такой уровень зарплаты он сможет лет через 5. Услышав похожий ответ в другой фирме, Снайдер пообещал себе больше ни на кого не работать и взялся на свой бизнес по продаже грампластинок. Сейчас его состояние оценивается в 2,5 миллиарда долларов.
«Оттава Сенаторс»
Владелец: Юджин Мелник, основатель и бывший владелец фармацевтической компании Biovail Corporation.
Состояние по оценке Forbes: 820 миллионов (по данным на 2009 год).
Еще один хоккейный богатей с европейским происхождением. Родители Мелника – Вера и Фердинанд – украинцы, перебравшиеся после второй Мировой войны в канадский город Торонто, где и вырос Юджин. В юности он хотел пойти по стопам отца, работавшего врачом-фармакологом, но после его смерти стал активнее интересоваться бизнесом. К фармакологии Мелник-младший все-таки вернулся, и именно продажей медпрепаратов (пусть и не без сомнительных методов) он заработал сотни миллионов.
До того, как купить «Оттаву» Мелник приценивался к «Торонто», намереваясь приобрести часть акций клуба, но в «Мэйпл Лифс» он получил от ворот поворот. «Сенаторс» в то время было не до капризов – они были фактически банкротами – и в августе 2003-го активы столичной команды стали собственностью бисзнесмена, заплатившего 92 миллиона. Судя по данным Forbes, «Оттава» в последние годы не столько в плюсе, сколько в минусе, но Мелник категорически опровергает слухи о возможной продаже клуба. Пару дней назад он так и сказал: «Найдете человека, преданного «Сенаторс» больше, чем я – приведите его ко мне».
«Баффало Сэйбрс»
Владелец: Терри Пегула, основатель нефтегазодобывающей компании East Resources, Inc.
Состояние по оценке Forbes: 3 миллиарда долларов.
Верьте – нет, но, по словам Пегулы, он пообещал своему другу когда-нибудь купить хоккейную команду «Баффало» еще в 1983-м, когда только начал бизнес. Чтобы открыть контору East Resources, будущий миллиардер взял взаймы у друзей и членов семьи 7,5 тысяч долларов. Пройдет 30 лет – и такие деньги он сможет оставлять официантам в качестве чаевых.
В мае 2010-го Пегула продал свои активы за 4,7 миллиарда, после чего, как и обещал, принялся реализовывать давние мечты. «Сэйбрс» были куплены им за 189 миллионов в феврале 2011-го, и если прежний владелец клуба слыл приличным скрягой, то Терри тратит кровно заработанные легко и непринужденно. Вспомните, какие контракты получили в «Баффало» Лейно, Эрхофф и Тайлер Майерс.
«Вашингтон Кэпиталс»
Владелец: Тед Леонсис, экс-президент интернет-компании AOL, владелец компании Monumental Sports & Entertainment.
Состояние по оценке Forbes: –
К 26 годам Леонсис, чьи родители никогда не зарабатывали больше 30 тысяч в год, добился того, к чему многие идут на протяжении десятилетий. Он успешно продал собственную интернет-компанию, выручив 60 миллионов долларов. Казалось бы, жизнь удалась, можно позволить себе расслабиться, но мировоззрение Леонсиса изменил случай. Летом 1983-го Тед едва не погиб из-за поломки самолета, после чего он составил список из 101 пункта, который пообещал выполнить, несмотря ни на что. Он влюбился и поженился, обзавелся сыном и дочкой, гарантировал безбедную старость родителям и помог другим родственникам. Заработал более 100 миллионов долларов, увеличив доходы компании AOL в несколько раз, приобрел крутые автомобили и, наконец, купил спортивный клуб.
«По правде говоря, я не хотел покупать «Кэпиталс», но я не мог оставить пробел в своем списке», – то ли в шутку, то ли всерьез рассказывал Леонсис. В мае 1999-го «Вашингтон Кэпиталс» обошелся ему в 85 миллионов, еще 115 стоила компания Washington Sports & Entertainment. К деятельности Теда можно относиться по-разному, но команда за прошедшие 13 сезонов 6 раз выиграла Юго-восточный дивизион, выиграла «Президент Трофи», а также выдала серию из 100 аншлагов на домашних матчах подряд. Впрочем, последние финансовые отчеты не впечатляют – 21 миллион убытка за 3 года.
«Монреаль Канадиенс»
Владелец: семья Молсонов, основавшая пивоваренную компанию Molson Coors Brewing Company.
Состояние по оценке Forbes: -
Семейство Молсонов, которое прославилось на весь мир пивоваренной продукцией, участвует в жизни «Канадиенс» еще с 1957 года, но контрольный пакет акций и права на Bell Centre вернулись к нему только в 2009-м. На протяжении 8 лет делами в клубе заправлял Джордж Джиллетт, но из-за финансовых проблем он был вынужден продать свою долю за 550 миллионов. Для квебекцев Молсонов покупка «Монреаля» вопрос не только престижа, но и бизнеса. «Хабс» по прибыльности уступают только «Торонто».
«Торонто Мэйпл Лифс»
Владелец: компания Maple Leaf Sports & Entertainment (MLSE), собственностью которой являются клубы НБА, МЛС и АХЛ, а также арена Air Canada Centre, на которой играют баскетболисты и хоккеисты. 37,5% акций принадлежат крупнейшей телекоммуникационной компании Канады Rogers Communications, 28% – компании Bell Canada, еще 25 – холдингу Kilmer Sports.
Состояние по оценке Forbes: 2,25 миллиарда
Самый дорогой и прибыльный клуб лиги обзавелся новыми владельцами совсем недавно – летом 2012-го. Пенсионный фонд Ontario Teachers’ Pension Plan продал часть своей доли, купленной еще в 1994-м за сотню миллионов, крупным телекоммуникационным компаниям Rogers Communications и Bell Canada, выручив уже 1,2 миллиарда. Третья по размеру доля (25%) принадлежит Ларри Таненбауму, который является гендиректором MLSE и владельцем холдинга Kilmer Sports. Сможет ли троевластие вытащить хоккейный клуб из той ямы, в которой он находится сейчас, большой вопрос, но то, что в убытке бизнесмены не останутся, можно не сомневаться. Как бы не играл «Торонто», трибуны Air Canada Centre будут переполнены, а сезонные абонементы, свитера и сувениры раскупятся, сколько бы за них не просили.
«Виннипег Джетс»
Владелец: компания True North Sports and Entertainment Limited (TNSE), президент – Марк Чипмэн.
Состояние по оценке Forbes: -
До 15 лет Чимпэн сам занимался хоккеем, но по совету отца решил сосредоточиться на учебе, получив дипломы экономиста и юриста. Именно он, человек, основавший TNSE, по сути вернул большой спорт в Виннипег. В 1996-м после перевоза «Джетс» в Аризону он взялся за создание в городе команд ИХЛ, а потом и АХЛ, искал деньги на строительство арены MTS Centre, которая стоила почти 133 миллиона и вел переговоры с НХЛ о возвращении «реактивщиков» на родину. В мае 2011-го сделка размером в 170 миллионов была завершена, и, судя по посещаемости домашних игр «Джетс» в первом сезоне, свои деньги Чимпэн (продажи автомобилей и недвижимости) отобьет.
«Нью-Джерси Девилс»
Владелец: Джеффри Вандербик, бывший вице-президент финансовой компании Lehman Brothers.
Состояние по оценке Forbes: -
В детстве Вандербик болел за «Рейнджерс», но с появлением в НХЛ команды из Нью-Джерси стал топить за «дьяволов», ставших со временем его собственностью. Деньги на такую дорогостоящую покупку он зарабатывал на Уолл-Стрит в компании Lehman Brothers, которой отдал более 20 лет. В 1983-м Вандербик пришел туда обыкновенным клерком, а к началу 2000-х уже занимал высокий руководящий пост.
Но, что не сделаешь ради любимой команды. В марте 2004-го Джеффри сенсационно заявил о том, что оставляет пост вице-президента, чтобы сосредоточиться на содержании «Нью-Джерси». Он выкупил клуб у корпорации Puck Holdings, погасил часть долгов, при нем же ускорилось строительство новой арены Prudential Center, которая пришла на смену неудобной Continental Arena. Пару лет назад журналисты Sport Illustrated поставили Вандербика на второе место в списке лучших владельцев клубов лиги, но, пожалуй, это единственное, что сейчас греет душу Джеффа. Два последних сезона его команда завершила с убытками, посещаемость домашних матчей никак не хочет перевалить за отметку в 16 тысяч, а тут еще пришло время отдавать огромную ссуду, взятую на постройку Prudental Center.
«Айлендерс»
Владелец: Чарльз Ванг, основатель компании Computer Associates International.
Состояние по оценке Forbes: 890 миллионов (по данным на 2010-й)
Из-за политических репрессий семье Ванга пришлось мигрировать из Шанхая в Нью-Йорк, где они оказались практически без денег. Чарльзу приходилось подрабатывать после школы, чтобы чем-то поужинать. Закончив обучение, он устроился в Колумбийский университет, где однажды наткнулся на объявление программиста, который искал помощника. Уже через несколько лет Ванг основал одну из крупнейших софт-корпораций планеты Computer Associates International, которая практически сразу стала приносить серьезные доходы. За агрессивную манеру ведения бизнеса и отношение к сотрудникам его даже прозвали тафгаем мира софта. Непростое детство закалило характер Ванга. Он и сам говорил, что одно из его преимуществ над Биллом Гейтсом то, что ему в отличие от американца знакомо чувство голода.
Перейдем к делам хоккейным, но здесь похвастаться нечем. В 2000-м бизнесмен потратил около 190 миллионов на покупку «Айлендерс», о чем в последствии сильно пожалел. Все эти годы клуб терял деньги и, по данным Newsday, каждый сезон обходился Вангу в 23 миллиона убытков, неудачей завершилась попытка построить новый стадион, да и команда своего владельца совсем не радовала. «Если я мог вернуться в прошлое, то не стал бы покупать «островитян», – признался китаец в мае 2009-го. Уже известно, что сезон-2015/16 «Айлендерс» проведут в Бруклине, а не на Лонг-Айленде.
«Питтсбург Пенгвинс»
Владельцы: Марио Лемье и Роналд Баркл (№358 в списке миллиардеров Forbes)
Состояние по оценке Forbes: 3,2 миллиарда (речь идет о Баркле)
690 голов, 1723 очка, победы в Кубке Стэнли и Кубке Канады – если вы открыли эту статью и не знаете, кто такой Марио Лемье, начните с матчасти попроще. Хотя бы с его профайла в энциклопедии.
Баркл – личность не менее известная, но уже в мире бизнеса. Пока его ровесники протирали штаны на университетских скамейках, Рон учился жизни, работая в бакалейной лавке отца. Когда они только начали возвращать долги по кредитам на обучение, Баркл уже был владельцем инвестиционной компании Yucaipa Companies, зарабатывая миллионы в год. Он не считал себя фанатом хоккея, но многое слышал о Лемье, и в 1999-м, когда «пингвины» чуть не стали банкротами, протянул руку помощи, в которой лежали 20 миллионов. Их то и не хватало СуперМарио для выкупа «пингвинов» у его бывших владельцев. За 13 лет акции «Питтсбурга» подорожали почти вдвое – со 107 до 250 млн, у него появилась новенькая арена со 102 процентной посещаемостью, а в музее – еще один Кубок Стэнли.
Фото: REUTERS/AndrewKelly, Fotobank/Getty Images/NHLI via Getty Images/Mitchell Layton