Visa предупредила Международную федерацию футбольных ассоциаций (ФИФА), что может пересмотреть спонсорский контракт с этой организацией, если та немедленно не примет быстрых мер по исправлению репутации. Начать спонсор предложил с восстановления культуры, прочно базирующейся на этических принципах. Результатом должно стать восстановление репутации ФИФА как организатора игр в интересах любителей футбола.
Спонсорский контракт Visa c ФИФА рассчитан до 2022 г. Сотрудничество Visa с футбольной федерацией стартовало в 2007 г., когда завершилось партнерство ФИФА с конкурентом - системой MasterCard. Тот контракт ознаменовался скандалом: MasterCard подала в суд на ФИФА, утверждая, что у нее было приоритетное право на продление контракта, но ФИФА вопреки ему подписала договор с Visa. 20 апреля 2006 г. MasterCard распространила заявление своего тогдашнего главного юриста Ноа Ханфта: "Это действие ФИФА является вопиющим и вероломным нарушением нашего приоритетного права <...> Особенно когда мы уже подписали и приняли предложение ФИФА". В мае 2006 г. ФИФАпо досудебному соглашению выплатила MasterCard $90 млн компенсации. Позже в том же году ФИФА уволила своего директора по маркетингу Жерома Валька – после того, как суд Нью-Йорка объявил, что федерация "неоднократно лгала" в переговорах с Visa и MasterCard. В июне 2007 г. Жером Вальк был назначен генеральным секретарем ФИФА – вторым человеком в ФИФА после президента Зеппа Блаттера. Объявляя о том назначении, Блаттер заявил: "Что касается случая с MasterCard, то такое бывает в любой и каждой компании в мире – иногда бизнес может пойти нехорошо". "Это также не была ответственность господина Валька, поскольку вся ответственность за это дело лежит на мне как на руководителе исполкома ФИФА", – добавил Блаттер (цитаты по Reuters).
еперь Visa напоминает, что стала спонсором ФИФА, поскольку считала чемпионат мира по футболу "одним из истинно глобальных спортивных мероприятий, способных объединять людей со всего мира на почве любви к футболу". Спонсорство компании всегда было связано с поддержкой команд, фанатов и идеи объединения различных сообществ, поддержкой соревновательного духа и личных достижений в спорте. Компания считает, что ФИФАследует сфокусироваться на этих ценностях. Последние новости об аресте высокопоставленных чиновников ассоциации по подозрению в коррупции крайне разочаровали Visa.
27 мая ранним утром семь спортивных чиновников были задержаны в пятизвездочном отеле в Цюрихе по запросу правоохранительных органов США. Федеральный суд Бруклина предъявил обвинения 14 спортивным функционерам, в том числе девяти действующим чиновникам. Среди них вице-президенты ФИФА Джеффри Уэбб и Эухенио Фигередо, член исполкома ФИФА Эдуардо Ли, руководитель по развитию ФИФА Хулио Роха. Их обвиняют в мошенничестве, взяточничестве, вымогательстве и отмывании на протяжении более чем двух десятков лет. Президент федерации Йозеф Блаттер, который не был назван в числе подозреваемых, но которого могут опросить, как говорится, неофициально, пообещал, что все, кто оказался замешан в коррупционных схемах, будут отлучены от футбола.
Высказались и другие спонсоры ФИФА, которых призывают оказать давление на организацию. "Когда вы вкладываете многие миллионы евро в бизнес, у вас определенно есть право и ответственность требовать, чтобы ваша репутация осталась незапятнанной", – заявил управляющий директор Transparency International Кобус де Швардт (цитата по AP). Он считает, что нынешний скандал должен пробудить всех партнеров ФИФА, включая спонсоров, чтобы они начали добиваться значительных перемен в структуре и практике организации. Для начала он призвал отложить намеченное на пятницу голосование за нового президента ФИФА и попросить Блаттера, при котором произошли все последние скандалы, отказаться от планов пойти на новый срок. По мнению Де Швардта, ФИФАнужен "новый старт".
Coca-Cola (спонсорский контракт до 2022 г. ) отметила, что "эта долгая и противоречивая история омрачила миссию и идеалы чемпионата мира" (цитата по ВВС). Компания напомнила, что неоднократно выражала глубокую обеспокоенность по поводу информации о предполагаемых злоупотреблениях спортивных чиновников. К примеру, Coca-Cola вместе с Adidas и Visa не так давно призывала ФИФА надавить на Катар, чтобы там улучшили условия труда мигрантов, занятых на строительстве объектов чемпионата мира 2022 г.
Компания Adidas, спонсорский контракт которой рассчитан до 2030 г., заявила, что преследует цель по созданию культуры с высочайшими этическими стандартами и ожидает того же и от своих партнеров.
McDonald's выразил крайнюю озабоченность последними событиями и заверил, что пристально следит за развитием ситуации и находится в контакте с FIFA.
Накануне стало известно, что в коррупционных скандалах могут быть замешаны представители Nike. Ее название в материалах американского следствия не упоминалось, но в контексте эпизодов взяточничества в Бразилии там говорилось о "транснациональной компании – производителе спортивной одежды со штаб-квартирой в США". Nike уже заявила, что готова сотрудничать со следствием. «Так же, как и болельщики повсюду, мы искренне увлечены игрой и обеспокоены очень серьезными обвинениями», – говорится в ее заявлении. «Nike верит в этику и принципы fair play как в бизнесе, так и в спорте и выступает категорически против любых форм манипуляции или взяточничества. Мы сотрудничали и будем сотрудничать с властями», – отмечают в компании.
В начале года о разрыве отношений с FIFA объявили три крупнейших международных спонсора организации – Castrol, Continental и Johnson & Johnson. Ранее от сотрудничества отказались Sony и Emirates. В общей сложности поддержка пяти спонсоров ФИФА составляла более $1,5 млрд каждые четыре года. Незадолго до разрыва отношений с FIFA Sony призвала организацию провести тщательное расследование обвинений в коррупции.
Спонсорские средства составляют около 40% всего бюджета ФИФА. В середине 2014 г. ФИФА приняла бюджет на 2015–2018 гг. За предстоящие три года ассоциация намерена потратить $4,9 млрд, а заработать – около $5 млрд.