Гоночная серия IndyCar стремительно догоняет НБА, МЛБ и НФЛ по популярности, а гонка в Индианаполисе по значимости не уступает Гран-При Монако в «Формуле-1». Однако, несмотря на невероятный интерес к гонкам, в 2014 году IndyCar впервые зафиксировала прибыль за последние пять лет.
IndyCar появилась как более дешёвая альтернатива гоночной серии CART. Её основатель Тони Джордж, по совместительству владелец трека в Индианаполисе, был недоволен растущей стоимостью болидов и чрезмерной зависимостью от иностранных пилотов. Indy Racing League стартовала в 1996 году, а с 2003 года обрела своё нынешнее название IndyCar Series. В марте 2014 года компания Verizon Wireless стала титульным спонсором гоночной серии.
В серии принимают участие 14 команд. Некоторые особенности технического регламента позволяют избегать чрезмерного раздувания бюджета команд, в отличие от «Формулы-1». Портал Formula Money оценил самые крупные бюджеты команд IndyCar (Ganassi и Andretti Autosport) в 15 млн долл. Для сравнения – бюджет конюшни Ferrari из F1 в 30 с лишним раз больше. Чем объясняется такой разрыв?
Все болиды IndyCar оснащены одинаковым шасси от итальянского производителя Dallara. Цена шасси является фиксированной, и год назад составляла 349 тыс. долл. За сезон каждому пилоту требуется три шасси. Аэродинамические решения не подразумевают такой унификации, и каждая команда тратит на них 150-200 тыс. долл. В серии IndyCar всего два поставщика двигателей объёмом 2,2 л и мощностью 550-700 л.с. – Chevrolet и Honda – а годовой набор пилота из восьми двигателей обходится в миллион долларов. К слову, список поставщиков пересматривается каждые три года. На тестирование болидов приходится потратить около миллиона долларов, а взнос за участие в чемпионате – 12 тысяч долларов за гонку (всего их восемнадцать). На фоне звёзд F1 гонорары пилотов IndyCar весьма скромны – 1-2 млн долл. в год. Фернандо Алонсо из Ferrari зарабатывает ежегодно порядка 40 млн долл. Есть некоторое отличие – пилоты IndyCar получают призовые в районе 2,5 млн долл., но половина этой суммы традиционно уходит команде. Ещё одно отличие от «Формулы-1» - более скромные доходы от программ гостеприимства, так что команды могут потратить максимум 200 тысяч во время Indy 500, а годовые расходы по этой статье едва дотянут до миллиона долларов. Единственная статья расходов, где IndyCar обходит «Формулу», - закупка комплектующих. В самой престижной гоночной серии всё поставляется спонсорами в обмен на статус официального партнёра. IndyCar таким вниманием не избалована, поэтому её командам приходится тратить на покупку комплектующих около миллиона долларов в год. Остаётся ещё 3,5 млн прочих расходов.
Организатором IndyCar Series, а также ещё трёх американских гоночных серий (Indy Lights, Pro Mazda Championship и U.S. F2000) является INDYCAR, принадлежащая Hulman & Company, которая, в свою очередь, владеет также гоночной трассой Indianapolis Motor Speedway. Генеральный директор Hulman & Co. Марк Майлс заявил, что серии наконец удалось преодолеть кризис и отлично выступить в финансовом плане в этом году. Успех пришёл спустя два года после его назначения на этот пост. Масштабные реформы, как внутренние (объединение отделов маркетинга и продаж), так и внешние (пересмотр календаря серии, сделав соревнования более короткими), дали свои плоды. Прежде всего выросли доходы от продажи билетов. Новое событие в календаре, Гран-При Индианаполиса, прошедшее в мае, сумело собрать на трибунах 30 тысяч человек, а общий прирост посещаемости гоночных мероприятий на Indianapolis Motor Speedway составил 30%. Концерт кантри-исполнителя Джейсона Олдина оказал положительное влияние на продажи билетов на главное событие года в американском автоспорте – Indy 500, увеличив их на 8% по сравнению с прошлым годом.
Улучшились и отношения со спонсорами. Ранее гоночная серия и трасса отдельно продавали спонсорские пакеты, но Майлс в прошлом году их объединил, так что предложения включали в себя активы и трека, и IndyCar. Джей Фрай, коммерческий директор Hulman & Company, добился успеха: к упомянутому титульному спонсору Verizon чуть позже добавились информационный портал
Телеаудитория IndyCar Series также подросла. Среднее число телезрителей 17 гонок на каналах ABC и NBC Sports Network увеличилось на 12% и составило 1,07 млн человек. Это не стало случайностью и явилось результатом реформы календаря, о которой говорилось в начале статьи. Теперь сезон завершился в День труда (в США его отмечают в первый понедельник сентября), до старта сезона Национальной футбольной лиги, а перерывы между этапами не превышали двух недель. В итоге IndyCar показала второй результат в своей истории на NBS Sports Network, транслирующей гонки серии с 2006 года. А ABC увеличила свою собственную телеаудиторию с 2,14 млн до 2,41 млн зрителей за счёт интенсивного показа предсезонного контента и трансляций всех этапов серии, проводившихся в мае.
Дальнейший финансовый успех серии IndyCar зависит от того, насколько успешно она впишется в поворот в этом межсезонье. Первый год Марк Майлс учился управлять процессом, на второй год началась реализация его плана и первые плоды, третий год должен убедить гоночную общественность, что серия выбрала верную траекторию развития и увеличит свою прибыль. «Мы довольны организационными изменениями, которые помогли консолидировать коммерческую сторону серии IndyCar и трека в Индианаполисе, - говорит Майлс. – Будет честным сказать, что при выборе и реализации верной стратегии перед нами открывались широкие возможности». Преимущество IndyCar перед «Формулой-1» - более высокий уровень конкуренции: 11 разных гонщиков выиграли 18 гонок минувшего сезона. Телерейтинги растут, спонсоры проявляют всё больший интерес, чему немало способствует действующий контракт с Verizon. В обозримом будущем в календаре могут появиться международные этапы, уже ведутся переговоры с промоутерами в Бразилии и на Ближнем Востоке. Посмотрим, удастся ли серии заставить критиков замолчать.
Автор Андрей Воронов
Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter