В середине 1990-х годов Энсон основал в Гонгонке фан-клуб. За эти годы его численность выросла с 30 до 1.000 болельщиков. Сейчас Мьюи помогает организовываться болельщикам Китая - он активно участвует в работе фан-клуба в Пекине и занимался созданием его филиалов еще в 12 городах Поднебесной.
Челси, и еще четыре других футбольных клуба возглавляют лидирские позиции по своей фан-базе. По данным немецкого консалтингового агентства Sport+Markt, специализирующегося в области спортивного маркетинга, в мире насчитывается 135 млн болельщиков Челси, что позволяет клубу удерживать четвертое место в рейтинге самых популярных.
Лидируют в этом списке английский Манчестер Юнайтед (354 млн болельщиков), каталонская Барселона (270 млн) и мадридский Реал (174 млн), а замыкает первую пятерку лондонский Арсенал (113 млн).
Барселона наиболее успешно конвертирует в прибыль любовь телезрителей: клуб получает около $ 240 млн в год за продажу прав на телетрансляции и немногим меньше - за торговлю брендом, включая сувениры с символикой
Таким образом, только эти пять команд объединяют более 1 млрд жителей планеты. Оставаться сплоченной армии фанатов помогает интернет, в том числе - социальные сети. В виртуальном мире пальму первенства удерживает Барселона, собравшая в Facebook и Twitter более 42 млн сторонников изо всех уголков Земли. В 2012 году команда возглавила рейтинг The Social Star Awards - список самых активных и популярных футбольных клубов в соцсетях по версии специализированного портала StarCount.
Спортивный бизнес на фанатах
Та же Барселона наиболее успешно конвертирует в прибыль любовь телезрителей: клуб получает около $ 240 млн в год за продажу прав на телетрансляции и немногим меньше - за торговлю брендом, включая сувениры с символикой. А команды английской Премьер-лиги в сумме зарабатывают на правах на трансляцию более $ 1,5 млрд.
Японский медик Масаико Фудзинага, который уже 20 лет болеет за Челси и основал в Токио первый в Японии фан-клуб синих, благодаря интернету поддерживает тесные связи с зарубежными единомышленниками.
Недавно, в декабре 2012 года, команда приезжала в Японию для участия в клубном чемпионате мира. По такому случаю Фудзинаге поручили организовать вечеринку для двух сотен болельщиков Челси, прибывших из разных стран.
Организационные хлопоты стоили японцу усилий, однако он был вознагражден: руководство Челси пригласило Фудзинагу сфотографироваться с кубком Лиги чемпионов в руках.
Ведущие клубы охотно поощряют своих сторонников, ведь любовь болельщиков - залог доходов команды, если не брать во внимание личные средства владельца, перепродажу игроков и призовые за участие в еврокубках. Львиную долю денег приносит продажа прав на телетрансляцию, торговля атрибутикой, билетами и абонементами на стадионы, а также членские взносы фанатов в некоторых клубах.
Так, самый богатый клуб мира, мадридский Реал, в 2011 году заработал почти $ 630 млн, из которых 38% ему принесли ТВ-права, а 36% - торговля брендом, включая продажу атрибутики. Эти деньги обеспечила ему фанатская любовь, уверены эксперты.
Азия - перспективный источник верных болельщиков
Армия болельщиков европейского футбола сегодня существенно увеличивается за счет дальних стран: половина всех фанов МЮ приходится на АзиатскоТихоокеанский регион.
В азиатских и ближневосточных странах с “показательными выступлениями” прошлым летом побывали англичане - МЮ, Манчестер Сити, Арсенал, итальянские Ювентус, Интер и Наполи, немецкий Гамбург.
Такие матчи чрезвычайно популярны среди местных болельщиков, для большинства из которых это редкий шанс увидеть своих кумиров вживую. Так, в июле 2011 года, рассказывает Мьюи, только его фан-клуб продал 2,5 тыс. билетов на две игры Челси, проходившие в Гонконге.
“Английские клубы первыми начали борьбу за азиатский рынок, - анализирует Джон Дуэрден, британский футбольный обозреватель, редактор сайта Kick оff Asia, более десяти лет живущий в Южной Корее. - Грандам из Италии и Испании понадобилось время, чтобы понять, что эти туры - исключительно рекламные акции, приносящие приемлемые деньги, но гораздо более важные в плане закладки фундамента [доходов и поддержки] на будущее”.
Сейчас клуба активно используют возможность обшщения со своими фанатами по всему миру при помощи социальных медиа.
Так, в июне 2012 года Барселона презентовала веб-страницу на китайском языке. Манчестер Сити размещает на своем сайте ссылки на все любительские блоги и фан-сообщества, посвященные команде. А недавно клуб представил уникальную Карту фанов МанСити - веб-страницу, где с помощью сервиса Google Earth можно найти болельщиков-единомышленников в любом городе мира и добавить к ним себя.
Дистанционные болельщикиБолельщики, которые имеют минимальный доступ к играм команд на стадионе, пытаются максимально выразить свою приверженность команде. Поэтому они становятся активными потребителями всего, что помогает им выразить свою любовь к клубу.