До начала чемпионата Европы по футболу осталось полторы недели. Чиновники УЕФА, больше всех переживавшие за подготовку к празднику на Украине, могут расслабиться - как это давно уже сделали сами украинцы. Больше того, как показалось корреспонденту "Ленты.ру", рядовые граждане на тему Евро-2012 и не напрягались. В Донецке и Харькове на одно из важнейших спортивных событий года смотрят как на забаву для иностранцев. Билеты в свободной продаже есть почти на все матчи группового этапа и даже на донецкий полуфинал. Очередей нет.
Донецк
Аэропорт Донецка, новый терминал. Он построен за считанные месяцы до начала Евро и только вводится в эксплуатацию. Терминал принимает и отправляет самолеты, но внутри нет вообще никакой инфраструктуры: нет кафе, банкоматов, киосков с газетами и журналами. У входа маляр специальной машинкой красит асфальт. По асфальту ходят люди, маляр задумчиво закрашивает следы, люди продолжают ходить. Успеет ли он справиться со своим делом до прилета первых футбольных болельщиков или нет - вопрос открытый. Но, кажется, справится. То, как Донецк готовится к чемпионату Европы по футболу, похоже на то, как студент готовится к сессии. Осталось десять дней? Да это целая вечность!
У терминала скучают таксисты: их явно больше, чем прилетевших из Москвы пассажиров. На вопрос, где тут общественный транспорт, пожимают плечами: еще вчера остановка была там, сегодня вроде вон там, а где будет завтра - неизвестно. От аэропорта до стадиона - "Донбасс-арены" - около семи километров. Таксист просит 70 гривен (по официальному курсу ЦБ РФ 1 гривна - около 3,9 рубля; городские банки продают и покупают их по 2,5-2,7 рубля). Лениво предупреждает, что когда потянутся туристы, брать будет не меньше ста. Перевожу в рубли, потом в евро, сбиваюсь, но все равно понимаю, что по сравнению с домодедовскими или шереметьевскими таксистами здесь работают ангелы. И даже Евро-2012 не доведет их до грехопадения.
Сам Донецк настолько прекрасен, насколько может быть прекрасна провинция вообще. Старые дома почти не видны из-за зелени, поэтому не видно и их ужасного состояния. По дороге к стадиону проезжаем мимо каких-то строительных рынков и продуктовых рыночков. Здесь же, среди придорожных камней и пыли, свадебный салон, который называется "Богиня", никак не меньше. А что, невеста с Донбасса - не богиня? Рядом ларек с хлебом и выпечкой. Вывеска гласит, что его название - "Рыбка".
Это провинциальное очарование захватывает настолько, что не сразу обращаешь внимание: в городе нет почти никаких намеков на то, что всего через несколько дней здесь начнется одно из важнейших спортивных событий года. В Донецк приедут сборные Англии и Франции. Здесь с ними сыграют хозяева чемпионата - украинцы. Здесь пройдут один из четвертьфиналов и полуфинал. При этом только ближе к центру города начали появляться небольшие рекламные щиты с фотографиями Андрея Шевченко, Анатолия Тимощука и других надежд национальной сборной. Фотографировались они по трое, лица недобрые. Да еще весь город увешан щитами Coca Cola. На нем изображены болеющие за сборную юноши и девушки со слоганом "Шаленiй вiд футболу" (что-то вроде "Сходи с ума от футбола"). Но "Кока-Коле" - по должности положено: она один из спонсоров Евро-2012.
Открытая в 2009 году "Донбасс-арена" и ее окрестности настолько выбиваются из общего пейзажа, словно кто-то (а точнее владелец ФК "Шахтер" и миллиардер Ринат Ахметов) решил создать в Донецке свой маленький эмират. Стадион, особенно с вечерней подсветкой, напоминает приземлившийся космический корабль. Вокруг пятизвездочные отели, и как минимум в названии трех из них фигурирует слово "плаза". Цены в близлежащих кафе соотносимы с московскими. Здесь к Евро-2012 готово вообще все, причем давно.
Стоит сесть на трамвай и отъехать на три остановки, как ты вновь видишь все тот же скрытый зеленью частный сектор, пустыри, бесконечные магазинчики хозтоваров и рекламу: "Лікування геморою без операції!".
На главной улице Донецка - Артема - в символику чемпионата Европы раскрашены троллейбусы. Причем этот городской транспорт находится в забавной оппозиции к остановкам. На каждом остановочном пункте рекламируется "грандиозный концерт" по случаю победы "Шахтера" в чемпионате Украины. И неважно, что концерт был еще 10 мая. А на каждый билборд с рекламой "Евро-2012" придется такой же с объявлением о продаже абонементов на матчи "Шахтера" в следующем сезоне. С приоритетами тут все в порядке, одним словом.
В троллейбусах остановки объявляют на украинском и английском. Продублированы и указатели с названиями улиц. Получилось что-то вроде "Pavsikh Komissariv avenue" или "XVIII Partsyezda street". На троллейбусе, идущем от "Донецкого металлургического завода" (ДМЗ) до вокзала, маршрут на лобовом стекле переведен лаконично: "DMZ – Railroad station".
На частных маршрутках рекламы Евро-2012 нет. Они способны произвести впечатление на иностранца - эти разваливающиеся корейские колымаги, внутри которых не написано ни буквы на английском. Они нарушают ПДД при первой же возможности, останавливаются там, где просят, а не там, где положено. При этом проезд в них на полгривны дороже, чем в респектабельных двуязычных троллейбусах. Это потребует осмысления.
Фан-зона в Донецке будет располагаться рядом с парком Щербакова - еще одним местом этого города, где хочется остаться жить. Здесь продают сахарную вату, жареный арахис в кульках и кофе в бумажных стаканчиках. Здесь рядом блошиный рынок, где торгуют старыми книгами и домашним антиквариатом. Здесь гуляют парочки и бабушки с внуками. А к мосту через пруд прикованы замки с выцарапанными именами парочек, которые по парку свое уже отгуляли. Было невозможно представить в этом патриархальном раю тысячи английских фанатов, которые не столько пьют пиво, сколько заправляются им, словно бензином. А ведь они приедут уже через несколько дней.
"Да и не было у нас особо ажиотажа, - рассказывал корреспонденту "Ленты.ру" донецкий студент Влад, болельщик "Шахтера". – Вон волонтеров начали в вузах набирать, так сразу толпа образовалась. Я надеюсь в число тех попасть, кто на стадионе в представлении участвовать будет. А так парни с девочками на вокзалах будут дежурить, у стадиона, у фанзоны, по паркам. Это бесплатно, да и практику зачтут".
Донецк - Харьков
К старому вокзалу в Донецке пристроен новый. Он раза в четыре больше, но называется отчего-то пригородным. В огромном помещении имеются фонтан, эскалаторы, приклеенный к стене листок бумаги с расписанием поездов и электричек, десятки проклинающих футбол бабушек. И все.
Дело в том, что специально к Евро-2012 Украина закупила скоростные электропоезда "Hyundai" и "Skoda". Из Донецка в Харьков или из Киева во Львов на таком можно доехать, к примеру, за 4,5 часа вместо девяти. Помните российские проблемы с введением в эксплуатацию "Сапсанов"? Когда на питерском и нижегородском направлениях сократилось количество электричек, которые стояли по часу на перегонах, ну и так далее? Так вот, это все ерунда по сравнению с тем, что произошло перед началом Евро на Украине. Там появление скоростных поездов повлекло глобальное изменение всего расписания движения по всей стране.
В старом здании вокзала очередь в справочную была в восемь раз больше, чем в любую из касс. Никто в этой очереди не знал, где его поезд, и находился в разной степени негодования от этого. По вокзалу звучали объявления вроде: "Пассажиры поезда №322, просим вас осуществлять посадку в поезд №107". Проходящего поезда, на котором корреспондент "Ленты.ру" должен был уехать из Донецка в Харьков, в расписании тоже не нашлось. Выяснилось, что у него сменился номер и город отправления.
В поезде корреспондент "Ленты.ру" открыл купленные накануне в Донецке газеты. Все увиденное за день как-то не создало впечатления приближающегося праздника. Не было привычного ажиотажа: до Евро осталось семь дней! До матча Украина-Швеция 11 дней! Кого же поставит в состав главный тренер Олег Блохин?! Но и местные газеты все это тоже не волновало. В газете "Донбасс сегодня" дайджест новостей о чемпионате Европы уместился примерно в семьдесят слов. Зато статья о переходе нападающего Марка Девича из "Металлиста" в "Шахтер" занимала почти полполосы. В тексте были приведены мнения аж трех экспертов на этот счет. В газете "Факты" к Евро-2012 зачем-то привязали тот факт, что украинский кабмин поднимет отпускные цены на водку. И лишь в "Донецких новостях" была обидчивая колонка о том, что западные СМИ куда больше интересует доступность украинских проституток, чем специально построенные объекты инфраструктуры.
Обычные, не фирменные украинские поезда похожи на европейские лишь тем, что там нельзя курить. В остальном это старый подвижной состав, даже без биотуалетов. Зато со склонностью к долгим стоянкам на каких-то полустанках. В середине ночи сосед по купе захотел в туалет, но не смог открыть дверь. Ее заклинило. Позвали проводницу, она ничем помочь не смогла и пошла за проводником из соседнего вагона. К этому времени проснулось и захотело в туалет - ну или просто на свободу - все остальное наше купе. Дверь натурально ломали. Ломом. Когда свобода была обретена, поезд остановился у очередной деревни, и проводница заперла дверь туалета на ключ.
В шесть утра весь поезд дружно проснулся под выкрики валютных менял. "Рубли на гривны! - предлагали они. - Гривны на рубли! Выгодный курс!" Корреспондент "Ленты.ру" с раскалывающейся от бессонной ночи головой выяснил у пары менял, что к Евро у них в ассортименте появится и одноименная валюта.
Когда начнется чемпионат, я очень хочу почитать раздел про переезды из города в город на форумах европейских фанатов.
Харьков
В Харькове больше всего опасаются фанатов из Нидерландов. "Приедет 11 тысяч травокуров, - сетовал остановивший корреспондента "Ленты.ру" для проверки документов милиционер. - Это же какой лигалайз тут начнется - представить страшно. И, главное, попробуй тронь их без скандала, а у нас ведь план".
И как в Донецке, здесь полное умиротворение. Вокзал здесь не реставрировали - он и так большой и вполне современный. Новый терминал аэропорта построили. Внутри даже вполне нормальная жизнь, а чашка кофе с вишневым штруделем обойдутся в жалкие 16 гривен. О прибытии поездов метро по станции объявляют на украинском и английском. В самих вагонах станции иногда объявляют по-английски, а иногда нет. Логику этих чередований корреспонденту "Ленты.ру" установить не удалось.
В харьковском оргкомитете по проведению Евро-2012 так и не нашлось уполномоченного поговорить с корреспондентом российского интернет-издания. Здесь без ажиотажа аккредитуют волонтеров. Ходят пожилые люди с бейджами "секьюрити" и обсуждают покупку билетов на матчи.
Что удивительно, билетов в свободной продаже было полно что в Донецке, что в Харькове. Раскуплены лишь билеты на матчи с участием национальной сборной и почему-то португальцев. Билет на донецкий матч Англия-Франция можно было купить за 300 гривен, билеты на остальные стоят 700-1200 гривен. Билеты продавали не больше четырех в одни руки и только за гривны, требовали при покупке паспорт. К билету также прилагался именной сертификат о его подлинности. Больше того, в Харькове можно было купить билет на донецкий полуфинал. Но за 2700 гривен. Очередей нет. Изредка подходили интересующиеся.
В Харькове пройдут только матчи группового этапа, новый стадион здесь решили не строить, лишь капитально отремонтировав спроектированный еще в 1925 году стадион "Металлист". Корреспондент "Ленты.ру" ожидал увидеть ажиотаж: лихорадочную покраску стен, забивание гвоздей, криков: "Не успеете, вашу мать, сами эти опоры весь матч держать будете!" Ничего подобного. Здесь все полностью готово, только в фан-зоне рядом со стадионом пара десятков человек не торопясь монтировала шатры и палатки, где будет что-то вроде оперативных штабов для болельщиков из разных стран.
Харьковским газетам до чемпионата Европы дела было не больше, чем донецким. Там, в основном, обсуждали форму для тех сотрудников ГАИ, кто будет состоять в эскорте - сопровождать автобусы с командами. Газеты настаивали, что гаишники - вылитые британские гвардейцы. В соцсетях доминирует другая точка зрения: вытянутая форма шлема придает сотрудникам ГАИ сходство с Дартом Вейдером из "Звездных войн". Еще не без раздражения отмечают, что в дни матчей автомобильное движение будет ограничено. Горожанам это не нравится.
Фан-зона в Харькове займет почти всю площадь Свободы - под грандиозным памятником Ленину с одной стороны и под окнами областной администрации с другой. Работ по монтажу здесь на два-три дня. В окрестных кафе городские власти запретили курение даже на открытых верандах, посулив штрафовать их владельцев на 10 тысяч гривен. Предупредить вот только, видимо, успели не всех владельцев: курящие и некурящие в итоге чередовались через каждые 20 метров.
И та же картина, что и в Донецке: стоит отойти на три квартала от стадиона или фан-зоны, и ничего вокруг не будет напоминать о чемпионате Европы. Даже в Москве людей в футболках с символикой Евро-2012 в несколько раз больше. "Представь, что у тебя день рожденья, - говорит мне продавец Дима из магазина "Мяч" (в нем продают футбольные мячи с портретами игроков "Металлиста", депутатами харьковской облдумы и вообще любой мяч разрисуют на заказ; в магазине - ни души). - Тебе нужно проснуться утром, съездить на рынок, успеть все купить и приготовить, накрыть стол. Следить, чтобы с гостями все было хорошо и чтоб они ушли довольными. И вот скажи: а ты сам-то при этом будешь праздновать или с ног падать от усталости? Вот и с чемпионатом этим та же история, я его даже по телевизору смотреть не собираюсь".
"Наши ребята любят футбол, - говорит мне и живущий в Харькове известный музыкант Захар Май. - Но вот за "Металлист" они очень переживают и ругаются, что бразильцы наши не того качества. А чемпионат... Новым стадионам и поездам здесь очень рады, но я больше россиян знаю, кто на футбол приедет и пойдет, чем местных".
Корреспондент "Ленты.ру" убедился в правоте этих слов, когда зашел на перрон харьковского вокзала и застал церемонию отправления первого в истории Харькова скоростного поезда Hyundai до Киева. Вот здесь были и радость, и ажиотаж. Фирменный скорый "Николай Конарев" Харьков-Москва был унизительно перенаправлен с первого пути на второй. Вокруг поезда суетились чиновники, милиционеры, журналисты, подростки. У первого вагона шло оперативное совещание: пассажир случайно порвал билет пополам и не знал, что делать с этой трагедией. Проводник, начальник поезда, кто-то из местных чиновников - все подбегали выяснить, в чем дело, и тоже не знали, как помочь. Корреспондент "Ленты.ру", к сожалению, не успел выяснить, какого уровня должностное лицо приняло решение: найти скотч и аккуратно склеить билет. Дело в том, что корреспондент "Ленты.ру" был занят: фотографировал подростков да и просто горожан на фоне кабины поезда - на их фотоаппараты. На память.
На перроне заиграла песня, что-то со словами "Харькив - ты любовь моя". "По перрону помедленнее, не трогай сразу на всю", - давал команду кто-то из чиновников помощнику машиниста. Тот волновался и кивал. Машинист дал гудок отправления, потом от полноты чувств еще один. Поезд тронулся разве что не под аплодисменты.
Сложно оценивать чувства и эмоции сразу всех горожан, но в тот момент было кристально понятно: чемпионат Европы - это что-то вроде экзамена или даже дождя. Что-то неизбежное, что надо просто пережить, желательно с комфортом и без потерь. Это не то, что поезд. Он в отличие от Евро-2012 никуда не денется и в июле. Он полезен, материален и пригодится каждому.
Андрей Козенко (Донецк - Харьков - Москва), Lenta.ru