Государство готово к партнерству с частниками лишь при строительстве автодорог. Долгожданные поправки в закон о концессиях приняты, но развивать ГЧП в других отраслях они не помогут Госдума на прошлой неделе приняла во втором и третьем чтениях проект поправок в закон о концессиях.
Действующий закон недостаточно проработан, подтверждение тому — небольшое количество запущенных проектов, замечает партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов. Закон жестко предписывает, как проводить конкурс на заключение контракта и выбирать концессионера, учесть специфику каждого проекта практически невозможно. Соглашения можно заключать только на основе типовых контрактов. Их условия менять нельзя, при этом контракты, как правило, заключаются на срок свыше 10 лет. Споры по ним можно вести только в российских судах, иностранный инвестор не сможет пойти в международный арбитраж.
Сейчас законодательство в первую очередь защищает интересы государства, а не частника, как следствие, концессионеры требуют для себя дополнительных гарантий, объяснял руководитель дирекции инфраструктурных проектов Газпромбанка Павел Бруссер на конференции «Ведомостей»: например, госгарантиями обеспечены облигации СЗКК (строит участок дороги Москва — Санкт-Петербург) и«Главной дороги» (консорциум, который строит новый выход на МКАД с трассы М1 «Беларусь»).
Но поправки не решили основных проблем, не упростили применение концессий и других форм контрактов государства и частного партнера, говорят эксперты. Основные нововведения коснутся только автодорог, замечает Евгения Зусман из Vegas lex, в остальных сферах ограничения сохраняются. Когда законопроект готовился, акцент делался именно на распространение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) на другие отрасли, но в процессе принятия документа сфера сузилась сначала до транспортной, а затем и вовсе до автодорожной, признает директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков.
«Это печально», — говорит предправления Центра развития ГЧП Павел Селезнев: рынок ждал поправок, которые дали бы возможность активнее привлекать частные инвестиции в ЖКХ и, самое главное, в социальную сферу — в строительство больниц, школ, детских садов, спорткомплексов. На недавнем совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова чиновники предложили аэропортам «Домодедово» и «Шереметьево» использовать концессии для строительства новых взлетно-посадочных полос. Минэкономразвития намерено подготовить отдельный пакет поправок, чтобы механизмы ГЧП применялись и на других объектах, а не только на автодорогах, обещает Беляков.
Госполитика в отношении ГЧП пока выглядит недостаточно ясной и последовательной, трудно оценить реальный потенциал партнерства в транспортной инфраструктуре, замечает аналитик Raiffeisen Константин Юминов. Интерес к ГЧП может возрасти, когда накопится критическая масса проблем, заключает он.
Источник Ведомости